Agroinno.ru - агроновации и системные риски

19.07.2011 11:22

По мнению аналитиков ФБК рост социальных расходов дестабилизирует экономическое развитие

Вывод экспертов ФБК логичен и доказателен. Они пишут, что доля социальных расходов в общем объеме российских госрасходов за годы кризиса выросла более чем в полтора раза. В России в предкризисном 2007 году социальные расходы составляли 25,1% консолидированного бюджета, в 2009 году – уже 29,4%, а в 2011 году этот показатель должен составить 39,7%. По 27 странам ЕС накануне кризиса этот показатель был на уровне 38,9%, в 2009 году – 39,5%. В 2011 году он должен составить примерно столько же.

Как отметил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев,  нынешний российский показатель, если сравнивать с отдельными странами ЕС, не является рекордным. Такие показатели имеют наиболее высокоразвитые страны: Германия – 45,6%, Дания – 43,5%, Люксембург – 42,6%, Финляндия – 42,5% (данные 2009 года). Однако российский показатель уже заметно выше, чем показатели стран примерно одного с Россией уровня экономического развития: Словакия – 29,5%, Чехия – 30,5%, Эстония – 34,7% и др.

- Высокоразвитые страны могут себе позволить более высокую долю расходов на социальные нужды. Менее развитые страны ввиду меньшей эффективности их экономик относительно ограничены в таких тратах, - прокомментировал И. Николаев.

По его словам, важно также учитывать и то, что российский показатель – это расходы по разделу «Социальная политика», что методологически близко к расходам на соцзащиту по европейской статистической классификации, но все-таки эти два показателя не идентичны. Есть, в частности, расхождения по учету затрат на жилищно-коммунальное хозяйство. Причем полный учет этих особенностей однозначно привел бы к еще большей величине российского показателя, - говорит Николаев.

Эксперт добавил, что аналогичная, хотя и менее ярко выраженная динамика социальных расходов наблюдается и в соотношении их с ВВП. Если по странам ЕС этот показатель накануне кризиса в 2007 году составлял 17,7%, то в 2009 году он уже составил 20,1%. В России следующие показатели: 2007 г. - 8,6%, 2009 г. - 12,2%. В 2011 году он должен составить 12,4%.

- Российская динамика этого показателя – следствие особенностей российской антикризисной политики, когда были существенным образом увеличены социальные расходы. Это стало возможным, во-первых, в результате расходования средств Резервного фонда и, во-вторых, ввиду благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на основные сырьевые товары российского экспорта, - пояснил Николаев.

Он считает, что беспрецедентный рост государственных социальных  обязательств представляет большой риск для устойчивого экономического развития – с учетом того, что Резервный фонд Российской Федерации в период с марта 2009 года по июль 2011 года уменьшился в 6,5 раз (с 4,9 трлн. руб. до менее чем 750 млрд. руб.). Также эксперт обратил внимание на значительную вероятность снижения мировых цен на нефть и то, что социальные обязательства невозможно отменить.

- Популизм антикризисной политики, дополненный популизмом бюджетной политики накануне выборов, может дорого обойтись стране, - предостерегает Николаев.

По его словам, издержки такой политики уже в полной мере проявились в вынужденном повышении суммарной ставки страховых взносов во внебюджетные социальные фонды с  26% до 34%, что негативно повлияло на темпы экономического роста, в результате чего было принято обратное решение о снижении ставки.

- Россия по Конституции РФ – социальное государство, что предполагает, прежде всего, ответственность, а не простое наращивание соцрасходов, усиливающее собесовские функции государства, - заключил аналитик.

К этому выводу стоит добавить, что исходя из гражданского и социального опыта, российское государство на деле никогда в своей истории не ставило права человека и самого человека в главу угла своей политики. Современная жизнь также вписала свои горькие страницы в судьбу каждого россиянина. Мы помним, как родное государство, по крайней мере, трижды «кинуло» своих граждан – с накоплениями в сбербанке, с приватизацией, ваучеризацией и так далее.

Что же происходит сегодня? Государство пытается восстановить социальную справедливость, отдавая долги пенсионерам, инвалидам или все же это элементы предвыборной кампании? Через год мы об этом узнаем.