Agroinno.ru - агроновации и системные риски

10.12.2010 15:25

Продовольственная безопасность России может быть достигнута только на основе высоких технологий, освоение которых немыслимо без современной техники и оборудования

Константин Бабкин, президент ассоциации «Росагромаш»

Эта идея заложена в Доктрине продовольственной безопасности России, которую утвердил совсем недавно, 30 января этого года, президент страны. Тем не менее, прошло достаточно времени для ее осмысления с позиций государства, экономики и бизнеса. Поэтому стоит взглянуть еще раз на состояние отечественного сельскохозяйственного машиностроения, в определенном смысле - главного инструмента в процессе модернизации агропромышленного комплекса с тем, чтобы понять, в каком оно состоянии и что, в первую очередь, надо сделать для достижения поставленной цели.

Интеллектуальный комбайн

Конечно, наиболее важная техника, необходимая для модернизации сельского хозяйства – комбайны и трактора. На сегодняшний день в России производится весь модельный ряд зерноуборочных комбайнов. Их основными производителями являются Ростсельмаш и Красноярский завод комбайнов.

Анализ конкурентных преимуществ этих машин свидетельствует, что техника, выпускаемая отечественными производителями, в основном, не уступает аналогам импортируемых на наш рынок зерноуборочных комбайнов ведущих мировых производителей. Нередко она даже значительно экономичнее, если соотносить ее технические показатели с урожайностью зерновых.

Значительно хуже ситуация обстоит с производством тракторов. Россия на сегодняшний день практически утратила свои позиции на этом рынке. В 2009 году было произведено чуть более 6 тыс. единиц из них 4,5 тыс. приходится на крупноузловую сборку Минского тракторного завода.

Высокая доля импортных тракторов в структуре рынка объясняется не только их высокой технологичностью, а, прежде всего, отсутствием российского производства некоторых востребованных на внутреннем рынке моделей. Это результат 20-летнего невнимания со стороны государства к состоянию дел в отрасли.

И не только к технике, которая работает в поле. Средний возраст производственного оборудования на российских машиностроительных предприятиях сегодня составляет 16-25 лет (мировой уровень – 5-8 лет). Согласно подсчетам Минэкономразвития России темпы обновления основных средств крайне низки, и в целом по стране составляют 2,6%.

Для того чтобы ускорить решение этой проблемы на селе, недавно в правительстве рассмотрена схема стимулирования с 2011 года обновления парка зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов и энергонасыщенных тракторов с использованием механизма государственной поддержки утилизации сельскохозяйственной техники со сроком службы более 10 лет.

Основная причина выбытия техники, которое, к сожалению, мало компенсируется новыми приобретениями – рост технических нагрузок, которые сегодня превышают нормативные требования в среднем в 3 раза. К нынешнему году парк сельхозтехники в сравнении с 1990-м составил: по тракторам – 65,7%, зерноуборочным комбайнам – 66,5%, кормоуборочным комбайнам – 76,2%, культиваторам – 68,3%, сеялкам – 66,0%.

На общем фоне мирового кризиса производство техники сократилось на 40%, рынок упал в три раза и составил 1 739 млн. долларов США. Потребление машин российского производства на внутреннем рынке в это время сократилось на 44,5% до 1 081 млн. долларов США, импортные поставки техники упали на 81,7% до 658 млн. долларов США.

В свою очередь, зарубежные производители при соответствующей поддержке своих государств, испытали  значительно меньшие потрясения. К примеру, в США и ЕС производство и рынок сельхозтехники уменьшился лишь на 20%.

В тоже время, анализ спроса показал высокую потребность на внутреннем рынке в сельскохозяйственной технике. По состоянию на 1 февраля 2010 года было  подано в Россельхозбанк и Росагролизинг заявок на покупку 43,1 тыс. единиц техники на общую сумму 48,04 млрд. рублей. То есть реальная потребность в технике достаточно велика, но из-за низкого уровня  платежеспособности села она не удовлетворяется.

По экспертным оценкам для преодоления сложившегося разрыва требуется гораздо более интенсивное пополнение парка сельхозмашин. Ежегодные закупки техники должны быть в пределах не менее 90-100 млрд. рублей (эти оценки базируются на ценах российских  производителей).

Низкий внутренний спрос на отечественную технику порождает недостаточную загрузку мощностей машиностроительных заводов и практически нулевую рентабельность предприятий отрасли, что не дает самостоятельно сконцентрировать финансовые ресурсы для более масштабной, чем сегодня, модернизации производства.

Какая же техника сегодня необходима российскому селу? Рассмотрим некоторые тенденции в сельском хозяйстве.

Тенденции при обработке почвы и посеве. Выбор технологий возделывания сельскохозяйственных культур является одним из определяющих факторов получения высокого урожая. А потому, в области обработки почвы и посева на первом плане стоит задача повышения эффективности и защиты почв.

Сегодня все больше хозяйства стараются приобретать посевные почвообрабатывающие комплексы, выполняющие за один проход до семи технологических операций. Применение таких комплексов позволяет сократить количество проходов машин, что в свою очередь, снижает затраты труда, расход топлива, способствует сохранению в почве влаги.

Применение космических технологий в растениеводстве и почвообработке привели к появлению в сельском хозяйстве нового направления – прецизионного земледелия. Использование таких систем как Glonas и GPS повышают точность выполнения работ в среднем на 7%. Это также ведет к сокращению затрат труда, расходу топлива, минеральных удобрений и средств защиты. Подобные устройства уже поступают на российский рынок. Пока преобладает предложение от западных производителей, но есть и российские аналоги. К примеру, технологии прецизионного земледелия предлагает самарская компания «Евротехника».

Тенденции в уборке урожая. Более короткие периоды уборки зерновых культур и постоянно усложняющиеся условия проведения полевых работ, а также непредсказуемые погодные условия требуют мощных, надежных и высокопроизводительных комбайнов.

Качество урожая стоит на первом месте. Поэтому тенденция однозначно направлена в сторону автоматизации обмолота и разработки сенсорных датчиков для постоянного контроля качества убираемого урожая.

Требования к качеству уборки зерновых продолжают возрастать. Это означает сокращение доли дробленного зерна, убранная масса должна чисто обмолачиваться. Все эти операции возложены на современный зерноуборочный комбайн.

Применение электронных вспомогательных устройств для регулировки, а также информационных и управляющих систем на базе GPS помогают комбайнеру оптимально провести уборку урожая. Таким образом, комбайн будущего должен быть не только высокопроизводительным, но и в большей степени использовать искусственный интеллект. В центре внимания будущих разработок в комбайностроении находится дальнейшее повышение сезонной производительности и качества работ.

Тенденции в хранении и очистке зерна. В настоящее время в стране обострилась проблема механизации послеуборочной обработки и хранения зерна. Особенно актуален вопрос подготовки семян, которому в России никогда не уделялось должного внимания.

По данным Госсеминспекции, в последние годы в России семян 1 класса высевают не более 20%, тогда как в ведущих зернопроизводящих странах – 90-95%. Некондиционных семян высевают 10,5-35%. Поэтому урожайность зерновых культур в России, как правило, не превышает 17-18 ц/га, тогда как, например, в Канаде, имеющей близкие погодно-климатические условия, она составляет 50-60 ц/га. Недобор урожая только из-за неудовлетворительной подготовки семян в среднем по стране составляет 10-15 млн.тонн.

Нельзя сказать, что у нас в стране невозможно решить эту проблему. Сегодня, к примеру, воронежское предприятие «Воронежсельмаш» работает над созданием технологической линии для качественной и экологически чистой подготовки семян к посеву с применением фотоэлектронных сепараторов. Их использование позволит отсортировать по форме, размеру и цвету и выделить наиболее продуктивные семена высокого качества, минимизировать применение ядохимикатов и пестицидов на этапе предпосевной обработки, увеличить урожайность на 10-20%.

Тенденции в производстве кормоуборочной техники. Создание оптимальной производственной цепочки при уборке кормов является основным условием для получения качественного корма. Поэтому в кормозаготовке необходимы высокопроизводительные технологии. Это достигается в первую очередь благодаря прицепным или самоходным косилкам с большой шириной захвата.

Новые поколения пресс-подборщиков для рулонов и тюков с измельчителями и высоким уплотнением обеспечивают высокое качество рулонов и тюков. Электронные системы управления пресс-подборщиками помогают водителю и обеспечивают оптимальную подачу массы в машины. Ярким представителем в создании кормоуборочной техники является компания Клевер.

Рациональная экономика

Решение подобных технологических задач не может быть осуществлено только лишь в рамках НИОКР предприятий отрасли. Необходимо инициировать деятельность научно-исследовательских и академических институтов, у которых сегодня много известных проблем. Но даже если организовать научную среду, и этого будет мало. Дело в том, что эффективному развитию сельскохозяйственного машиностроения России сегодня препятствуют малодейственная таможенно-тарифная политика, незначительный уровень инновационной активности в отрасли, недостаточное производство новой приоритетной сельскохозяйственной техники, низкая технологическая конкурентоспособность отечественной продукции, применение устаревших технологий производства, а иногда стопроцентная изношенность основного оборудования, инвестиционная непривлекательность отрасли и недостаточность оборотных средств у предприятий, утрата значительной части инфраструктуры (научно- исследовательских институтов, конструкторских бюро, опытно-экспериментальных баз, центров испытаний и технического контроля), отсутствие организаций по стандартизации и сертификации.

Эти вопросы были рассмотрены 10 июня на заседании рабочей группы по технической и технологической модернизации сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения, созданной при российском правительстве по поручению премьер-министра Владимира Путина. Перечень конкретных задач, которые необходимо будет решить в краткосрочной и среднесрочной перспективе, достаточно весом. Он включает вопросы этого года и предстоящих трех лет.

В этом году пришлось вновь вернуться к проблеме доведения субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам). В 2011-2013 годах намечено увеличить объем средств на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства в соответствии с представлением Минсельхоза, Минпромторга и Минфина РФ. Эти деньги в основном пойдут на увеличение до 100% размера субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, что позволит существенно, на десятки миллиардов увеличить портфель заказов товаропроизводителей на различные виды техники, в том числе и отечественного производства. Решено разработать механизм субсидирования платежей по коммерческому лизингу российской сельхозтехники, которого у нас пока нет. Наконец, решено оптимизировать процедуру предоставления субсидий, которая излишне забюрократизирована.

Мешает отрасли и недобросовестная конкуренция со стороны зарубежных производителей сельхозмашин, что отмечено в правительстве. Оптимизации условий работы наших зарубежных партнеров на российском рынке будет способствовать утверждение требований к уровню локализации производства техники с участием иностранных компаний.

Будет сохранена и оптимизирована структура машиноиспытательных станций, которую чуть не уничтожили до конца. Кстати, через эту систему, что неправильно, не проходит техника импортного производства, технические и технологические преимущества которой нередко носят рекламный характер и не подтверждены на российских полях в различных климатических зонах. Возможно, в ближайшее время в сторону снижения будут пересмотрены кредитные ставки Россельхозбанка.

Учитывая застарелость проблем и сложность быстрой модернизации отрасли, Минпромторгу РФ поручено до 30 ноября этого года разработать стратегию развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации на среднесрочную перспективу, а Минсельхоз в партнерстве с Минпромторгом должен до 30 сентября сделать анализ структуры парка сельхозтехники и составить прогноз спроса на отечественную технику до 2013 года по годам и перечень перспективных образцов и требований к ним для организации их производства в России.

Конечно, нужно отрабатывать и другие экономические инструменты, активно используя опыт наших зарубежных партнеров и конкурентов на мировом рынке, где Россия уже пытается закрепиться. Для зарубежных производителей эффективным механизмом проведения технического перевооружения является увеличение льготных амортизационных отчислений в первый год до 50% от первоначальной стоимости оборудования. К примеру, в Японии в первоначальный период амортизируется 25% стоимости оборудования, остаток амортизируется обычным способом. Во Франции ускоренная амортизация реализуется по схеме: 50% износа списывается в первоначальный период, остальная часть стоимости оборудования – равномерно. Аналогичные условия с 2001 года действуют для производителей сельхозтехники в США. В Германии 60% списывается в начальный период, а далее по 10% до полного списания.

Для российских производителей амортизационная льгота в среднем в 5 раз меньше и составляет лишь 10%. 

Стоимость кредитов на модернизацию. Высокие процентные ставки за кредитные ресурсы в коммерческих банках (16-18% при ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 7,75%) и низкая рентабельность обрабатывающих производств (максимум до 7%) не позволяют большинству организаций сельскохозяйственного машиностроения привлекать коммерческие кредиты на развитие производства и техническое перевооружение. Это, в свою очередь, негативно отражается на производстве продукции и её конкурентоспособности.

Например, правительства европейских стран предоставляют промышленным компаниям льготные кредиты под 2-2,5% годовых. В Китае государство дает своим производителям безвозмездные субсидии на приобретение нового оборудования.

Субсидии на производство. Одной из важнейших форм государственной поддержки, принятой во всем мире, считается субсидирование промышленности. Практически любая страна в большей или меньшей степени использует субсидирование для решения социальных и экономических задач.

В Германии, например, существует система субсидирования кредитов для сельхозмашиностроителей, приобретающих технологическое оборудование, в размере от 15 до 40 процентов (в зависимости от региона). Аналогичные программы действуют и в других европейских странах. Например, в Италии предприятию, закупающему оборудование, 50% стоимости всех затрат компенсирует государство путем снижения налогового бремени в последующие периоды.

В России субсидирование кредитов на техническое перевооружение стало возможно лишь в 2009 году. Необходимо признать, что существующие Правила предоставления предприятиям субсидий на техническое перевооружение, не оказали ожидаемого эффекта.

Дело в том, что субсидии не распространяются на все виды инвестиций, связанных с техническим и технологическим перевооружением. То есть, необходимо рассматривать «техническое перевооружение» значительно шире, как возможность предприятия провести обновление основных производственных фондов – строительство необходимых производственных помещений (в том числе для складской логистики), развитие инфраструктуры (проведение электричества, газа), оснащение цехов и конструкторских бюро современным программным оборудованием и прочее.

Экологические субсидии. Практика господдержки экологических проектов компаний широко используется на Западе и напротив, практически не применяется в России. В Германии государство датирует 50% стоимости оборудования, закупленного по экологическим проектам. В Австрии получила развитие практика применения экологических субсидий на разработку новых технологий и ссуд на оснастку оборудованием природоохранного предназначения, на поддержание качества среды или субсидий для покрытия ссуд. Кроме этого, в стране существует инвестиционная премия за капитальные вложения, направленные на охрану природы.

Субсидии на НИОКР. Мировые компании на НИОКР и конструкторские разработки направляют до 3% прибыли. Для примера, крупнейший американский производитель сельхозтехники компания «Джон Дир» ежедневно на научно-конструкторские разработки направляет миллион долларов.

Стоит отметить, что с 2006 года, еще в рамках Плана мер по развитию сельскохозяйственного машиностроения до 2008 года, утвержденного Правительством России, были объявлены всего 3 конкурса по НИОКР и только один проект (создание комбайна 6 класса) реализован от начала до конца. Проект же ведомственной целевой программы по разработке оборудования для животноводства и кормопроизводства на период 2006-2008 гг., входящий в План мероприятий, так и не увидел своего будущего.

Однако количество выпускаемых образцов современной отечественной техники ежегодно растет благодаря работе самих машиностроительных предприятий. Если в 2005 году на государственных машиноиспытательных станциях было испытано чуть более 30 новых моделей, то в 2009 году - уже более 160. Необходимо отметить, что новые российские разработки по своим техническим параметрам не уступают зарубежным аналогам, а по экономической эффективности в российских почвенно-климатических условиях значительно их превосходят.

В целях ускоренного освоения и выпуска современных моделей сельскохозяйственной техники необходимо значительно увеличить количество открытых конкурсов на проведение новых проектов по разработке и созданию колесных тракторов, зерноочистке, современного оборудования для животноводства и кормопроизводства и др.

Поддержка экспорта. Российская сельскохозяйственная техника поставляется более чем в 30 стран мира. До 50% экспорта приходится на Республику Казахстан, более 14% Украину. Поставляется она также в Италию, Германию, Японию, Латвию, Польшу, Румынию и другие страны.

Россия в 2006 году направила 1 млрд. долларов США на оказание государственной гарантийной поддержки, 3 млрд. рублей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Тем не менее, эффективность их применения оставляет желать лучшего. Основными причинами низкой эффективности использования финансовых гарантий являются длительная и забюрократизированная процедура их предоставления, которая требует большого количества согласований между федеральными органами исполнительной власти, предприятиями-экспортерами, банковскими структурами, а также необходимость ежегодного утверждения порядка предоставления гарантий правительством. Для получения государственной гарантии российскому экспортеру требуется представить порядка 30 документов, банку, кредитующему экспортера или импортера, – порядка 60 документов.

В настоящее время этот механизм не действует, и не одной сделки с его поддержкой реализовано не было.

Экспортные кредиты. Конкурентные преимущества отечественных компаний на внешних рынках значительно снижены ввиду отсутствия механизмов господдержки, которыми пользуются зарубежные производители.

К примеру, правительства США, Германии, Италии и многих других стран через действия государственных банков и гарантийных агентств, таких как ЭксимБанк (США) и Гермес (Германия) предоставляют покупателям своей продукции кредиты на 8 и более лет под льготный банковский процент. Зарубежные покупатели российской продукции таких условий финансирования не имеют.

В итоге российские производители вынуждены требовать 100% предоплаты при поставке своей продукции на экспорт, притом, что зарубежные компании реализуют свою технику в кредит на 10 лет зачастую без первоначального взноса под 3-5% годовых. Это радикально снижает конкурентоспособность российского экспорта сельхозтехники.

Государство должно софинансировать высокотехнологичные разработки наравне (или в большей степени) с машиностроительными предприятиями. По всей видимости, для достижения этой цели стоит рассмотреть идею создания научно-технического фонда на основе государственно-частного партнерства с экспертным советом в составе представителей государства, науки и бизнеса. Такой фонд должен обладать солидными финансовыми средствами и прозрачной системой их выдачи ученым и разработчикам с обязательной публикацией заявочных и окончательных результатов в открытой печати.

Как и в любом независимом профессиональном сообществе, в АПК есть свои эксперты и аналитики высокого уровня. Необходимо не только знать их мнение, но и подвергать его проверке на широких профессиональных форумах и на специализированных выставках. Более того, ни один законопроект, ни одна государственная программа, ни одна важная экспертиза не должна быть утверждена без заключения профессионального сообщества, которое, кстати, должно поделить ответственность за состояние дел в отрасли с государством.