Agroinno.ru - агроновации и системные риски

01.03.2012 15:05

Во вчерашних новостных лентах появилось сообщение такого содержания. Украина намерена обратиться во Всемирную торговую организацию для разрешения конфликта с РФ по поводу качества украинских сыров, об этом сообщил журналистам  министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк. К этой новости надо отнестись крайне серьезно. Хотя бы потому, что россияне еще не знают, что такое торговые войны.

«Холодная война, может быть, и закончилась, зато торговая война только начинается…». The Wall Street Journal

Orlowa

На снимке Людмила Орлова

Людмила Орлова, директор Национального движения сберегающего земледелия, генеральный директор ЗАО «Евротехника», кандидат экономических наук

В декабре прошлого года было подписано соглашение о вступлении России в ВТО. По мнению экспертов, это нанесет сильный удар по российскому сельскому хозяйству - после вступления в ВТО Россия ежегодно будет терять 7,2 млрд долларов, из них 4 млрд долларов – потери АПК.

Большинство отечественных аграриев пока не ориентируется ни в нормах и правилах ВТО, ни в том, к каким последствиям приведет этот шаг и как им следует реагировать на эти вызовы. Это усугубляется тем, что за 18 лет переговоров нам не удалось поднять конкурентоспособность отечественного сельхозпроизводства.

Причинами низкой конкурентоспособности являются, во-первых, слаборазвитая инфраструктура рынка сельхозпродукции: доля инфраструктурных издержек в цене российской сельхозпродукции значительно превосходит аналогичный показатель аграрноразвитых стран (так, в производстве зерна он достигает 50% с дифференциацией по регионам при среднемировом уровне подобных затрат около 20%). Ситуацию усложняет недоступность рынков сбыта для средних и мелких сельхозпроизводителей.

Во-вторых, за счет низких внутренних цен на зерно по сравнению с основными зернопроизводящими странами отечественные сельхозпроизводители ежегодно не дополучают в среднем около 150-200 млрд руб.

В-третьих, применение устаревших технологий в сельхозпроизводстве, приводящих к деградации и эрозии сельхозугодий и высокой себестоимости продукции. Ситуацию усугубляет информационный вакуум в АПК и отсутствие системного информирования сельхозтоваропроизводителей об успешном опыте применения современных технологий, о новых достижениях науки и техники в сельском хозяйстве.

АПК России испытывает острую нехватку квалифицированных кадров, способных внедрять инновационные технологии и работать на современной технике. Государственные образовательные стандарты базируются на устаревших знаниях, а в вузах студентов обучают зачастую на музейных экспонатах.

Отсутствует система профессионального консультирования сельхозпроизводителей, деятельность информационно-консультационной службы Минсельхоза РФ малоэффективна, у консультантов не хватает современных, особенно практических, знаний. За годы реформ была уничтожена система учхозов, а альтернативы им так и не было создано.

Организация и принципы финансирования НИОКР устарели, суммы на них выделяются небольшие, не предусмотрено приобретение техники и оборудования для исследований. Тематика отраслевых НИОКР определяется Минсельхозом РФ, хотя в мировой практике темы исследований выбирают сами фермеры.

Объединений сельхозпроизводителей в стране мало, и в основном они представляют интересы крупного бизнеса, в связи с чем диалог с властью ведут только олигархические холдинги.

Как результат, Россия заметно отстает от других стран по эффективности сельского хозяйства и производит всего 1,5% ВВП мирового сельского хозяйства.

Вместе с тем у России огромный аграрный потенциал, однако геополитические и внутренние цели России на агропродовольственных рынках до сих пор не определены.

Национальное движение сберегающего земледелия с представителями аграрного бизнеса предлагает сформулировать эти цели так: максимальное использование аграрного потенциала России на принципах экологической (сохранения ограниченных природных ресурсов) и экономической эффективности с обеспечением доходности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей для удовлетворения внутренних потребностей страны качественными продуктами и развития экспорта.

Для достижения данных целей необходимо сформировать государственную аграрную политику. Она должна строиться на принципах работы ВТО, что потребует изменения нормативно-правовой базы: закона о сельском хозяйстве и госпрограммы развития отрасли до 2020 года.

Аграрная политика должна базироваться на:

- Государственной стратегии развития современной инфраструктуры рынка сельхозпродукции с цивилизованными и честными законами, правилами и адекватными услугами и стратегии формирования цен на сельхозпродукцию. Приоритетными должны стать меры, гарантирующие обеспечение мировых цен для сельхозпроизводителей, доходность сельхозпроизводства, а также обеспечивающие повышение пропускной способности автомобильных и железных дорог, снижение стоимости железнодорожных перевозок, увеличение мощностей по хранению сельхозпродукции и т.д.;

- Аграрной технологической политике на основе экономической и экологической эффективности на всех этапах производства сельхозпродукции. Необходимо разработать новые механизмы господдержки растениеводства и животноводства в рамках «зеленой корзины» ВТО. В качестве быстрой меры предлагается создать не менее 20 научно-практических инновационных центров в основных зернопроизводящих регионах страны, оснащенных полным пакетом современного оборудования и техники. На базе данных центров необходимо организовать работу консультационных служб для профессионального консультирования сельхозпроизводителей;

- Современной аграрной информационной политике. Необходимо создать систему оперативного информирования российских предприятий с соответствующей инфраструктурой, в которую должны входить электронные и печатные СМИ, а также негосударственный аграрный телеканал, для продвижения современных технологий, ознакомления с мировым и российским опытом их применения;

- Новых принципах финансирования аграрной науки и определения тематики исследований. Необходимо увеличение бюджетного финансирования НИОКР аграрной тематики с обязательным постатейным выделением средств на приобретение современного исследовательского оборудования до 50 млн руб. на одно исследование. При этом тематика исследования должна определяться самими сельхозпроизводителями;

- Новых образовательных программах и стандартах обучения в профильных учреждениях среднего и высшего образования и курсах повышения квалификации кадров для АПК, сформировав эффективную систему трансфера достижений аграрной науки. Необходимо создать целевую программу обучения специалистов АПК, оснастив образовательные учреждения современной техникой и оборудованием;

- Повышении роли неправительственных организаций и отраслевых объединений. Для постоянного конструктивного диалога не только крупных, но и средних и мелких сельхозпроизводителей с властью необходимо развивать эффективную систему отраслевых ассоциаций и союзов и создавать и поддерживать реальные неправительственные объединения.

2012 год для нас во многом решающий, и нам всем нужно приложить усилия, для того чтобы избежать экономических и социальных потрясений. Ведь нам необходимо прекратить борьбу за выживание и начать стабильно развиваться.