Основные направления налоговой политики до 2018 года. Налоговые риски и налогообложение юридических лиц
На этой неделе в Торгово-промышленной палате РФ прошел Всероссийский налоговый форум. Темой обсуждения стали «Основные направления налоговой политики до 2018 года. Налоговые риски и налогообложение юридических лиц».
На снимке Павел Гагарин
Во вступительном слове 3 декабря модератор круглого стола, председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа», руководитель рабочей группы ТПП по управлению налоговыми рисками Павел Гагарин призвал выступающих давать побольше практических рекомендаций бизнесу по работе в действующей правовой среде и по возможности воздерживаться от излишней законотворческой активности. «На все случаи жизни законы не придумаешь. Да и времени от момента появления необходимости законодательно урегулировать тот или иной вопрос до вступления в силу соответствующего закона проходит немало – до нескольких лет. Теряется актуальность. Поэтому давайте будем поменьше менять законы и побольше анализировать важнейшие налоговые тренды, получше подстраиваться под действующие условия, предлагая бизнесу эффективные решения по управлению рисками», - сказал Павел Гагарин.
Один из свежих факторов риска – ужесточение антиотмывочной кампании государством вследствие нарастания международной террористической угрозы. «Борьба с терроризмом всё спишет, а попасться под горячую руку может даже добросовестный налогоплательщик», - опасаются представители бизнеса. - Лес рубят – щепки летят». Поэтому выступление статс-секретаря - заместителя директора Росфинмониторинга Павла Ливадного было на мероприятии логичным и востребованным.
«Не хочу сказать, что большой брат следит за всеми до единого, но финансовая разведка знает очень многое. Наш принцип – риск-ориентированный подход, то есть наибольшее внимание уделяется тем сферам, в которых наиболее вероятны незаконные финансовые операции. Контроль за остальными можно и ослабить. Цель – не только пресечь преступные схемы. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, - ещё и инструмент создания прозрачной и открытой экономики, - полагает Павел Ливадный. – Не скрою, что основной наш союзник в этой работе и наиболее активный информатор – финансовые институты. Причем банки необязательно действуют по указаниям и запросам государственных органов. Они сами выявляют подозрительных клиентов и информируют о них соответствующие органы. Ведь у финансовых институтов имеются специфические полномочия по идентификации клиентов и бенефициарных владельцев, а также по контролю за источником происхождения доходов».
По словам замглавы Росфинмониторинга, наибольший приоритет для ведомства в настоящее время – контроль за надлежащим расходованием бюджетных средств, особенно при выполнении гособоронзаказа. Поэтому если ваше предприятие работает по госзаказу и пользуется господдержкой, вам нужно быть особенно внимательными, в том числе при выборе контрагентов.
Санкционная война и охлаждение отношений России с Западом, заверил Павел Ливадный, не ухудшили международное сотрудничество Росфинмониторинга, фискальных и других контрольно-надзорных органов России: «Взаимодействие с зарубежными коллегами не только сохранено, но и углубилось. На многих экспертных площадках к мнению Россию прислушиваются, от нас исходят многие инициативы, которые получают одобрение иностранных коллег. Особенно радует сотрудничество с ФАТФ (FATF, Financial Action Task Force on Money Laundering, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег)».
Замдиректора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Андрей Кизимов дал рекомендации бизнесу по Основным направлениям налоговой политики до 2018 года, разъяснил позицию ведомства по новым поправкам в закон о контролируемых иностранных компаниях и посетовал по поводу того, что в этом году не был подготовлен закон о трансфертном ценообразовании.
«Мы предлагаем поднять порог контролируемости внутри страны до трех миллиардов рублей, по внешнеторговым сделкам сделать единый критерий – до 60 млн, ввести критерий существенности для контролируемых сделок и обозначить те сделки, по которым компания вправе не готовить документацию, - пояснил Андрей Кизимов. - В частности, для внутрироссийских сделок предлагаем поставить критерий 5% от суммы контролируемых сделок, для внешнеторговых сделок – те же самые 5% от общего оборота, но не более 10 млн руб. Предлагаем не признавать контролируемыми беспроцентные сделки».
Согласно «Основным направлениям…» правительство РФ не планирует масштабные изменения в налоговой системе в этом году. Хочется надеяться, что масштабных изменений не будет и в последующем. Некоторые примеры налогового регулирования, которые могли бы стать предметом «немасштабных» изменений, предложил в своём выступлении заместитель начальника департамента анализа налогового законодательства ПАО «Газпромбанк» Сергей Разгулин.
Взгляд бухгалтеров на необходимость изменения налогового законодательства обобщила директор БСС «Система Главбух» Ольга Краснова. В сентябре-октябре этого года журнал «Главбух» и система «Главбух» провели опрос пользователей, в котором приняли участие 15000 бухгалтеров из 85 регионов РФ. «Самые популярные поправки – отменить авансовые счета-фактуры, определить дату вступления новых деклараций и увеличить нормы, по которым можно списать компенсацию за использование транспорта. Самые популярные предложения бухгалтеров – упростить расчёт НДС с авансов, сблизить бухгалтерский и налоговый учет и, конечно же, внести в Налоговый кодекс гарантии освобождения от выездных проверок…», - рассказала Ольга Краснова.
На снимке Татьяна Ильинова
Налоговые риски по контролируемой задолженности проанализировала руководитель Департамента аудита АКГ «Градиент Альфа» Татьяна Ильинова. «До нынешнего года под тонкой капитализацией имелась в виду в основном контролируемая задолженность по займам дочерней компанией перед материнской. Теперь же контролируемой фактически признаётся задолженность перед сестринской компанией, - отметила Татьяна Ильинова. - В 2015 году сразу три суда разных инстанций ужесточили подход к контролю тонкой капитализации, признав контролируемой задолженности между сестринскими структурами, подконтрольными одной и той же материнской компании. Суды разъяснили, что нормы 269-й статьи Налогового кодекса, которая регулирует налогообложение процентов по займам при наличии контролируемой задолженности, применяются не только при прямой, но и при косвенной аффилированности между российским получателем займа и иностранной компанией, которая или через которую ему предоставляется заём. Тогда же аналогичную позицию обозначили и налоговые органы в официальном разъяснении, выпустив письмо от 22.06.2015г. N ГД-4-3/10807@. В настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении проект изменений в статью 269 НК РФ. Если они будут приняты, с 2016 года задолженность между сестринскими структурами будет признаваться контролируемой уже без всяких судебных споров».
О корпоративной налоговой тактике-2016 и корпоративной налоговой стратегии-2020 на примере своей компании рассказал финансовый директор «Коминвест-АКМТ» Дмитрий Алабичев.
На конкретных примерах из практики о недобросовестной налоговой выгоде при реализации, перепродаже и аренде рассказал и начальник управления налоговой политики и трансфертного ценообразования ПАО «Объединённые машиностроительные заводы» Артём Перегудов. «Рекомендации следующие – как со взаимозависимыми лицами, так и с независимыми лицами необходимо совершать сделки в границах рыночного интервала. Особое внимание у налоговых органов вызывают сделки перепродажи, совершённые по цене ниже себестоимости, ниже рыночной, с участием компаний на УСН, в случае, если рентабельность перепродавца не соответствует рыночному интервалу и при осуществлении последовательной перепродажи товаров между взаимозависимыми лицами, - обратил внимание Артём Перегудов. – При аренде налоговые органы активно используют в качестве источника информации о рыночной стоимости квадратного метра собственные сделки компании с независимыми лицами и независимую оценку. Необоснованная налоговая выгода, по их мнению, возникает вследствие занижения стоимости арендных платежей и сделок субаренды с участием компаний, применяющих опять же УСН».
Директор по налогам Tele2 Russia Софья Тараева проанализировала законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части льготы по налогу на имущество в отношении имущества, принятого на учёт после 01.01.2013 г.)».
На снимке Роман Самилло
А эксперт «Градиент Альфа» в области аудита и управления налоговыми рисками Роман Самилло в своём выступлении затронул тему возврата НДС экспортёрами. Он предложил в качестве критерия для использования заявительного порядка возмещения НДС вместо суммы уплаченных налогов в размере 10 млрд. руб. за последние три года использовать такие показатели, как налоговая нагрузка, наличие опыта успешного возмещения НДС, соотношение возмещаемой суммы с величиной уплачиваемых налогов. По мнению Романа Самилло, такие критерии позволят использовать заявительный порядок возврата НДС широкому кругу добросовестных налогоплательщиков малого и среднего бизнеса.
Замечания к новому правительственному законопроекту о новых правилах определения налоговой базы и налоговых вычетов по НДС в случае получения предварительной оплаты высказали руководитель по методологии «Мегафона» Вячеслав Чарковский и представитель налогового департамента «Башнефти» Светлана Смышляева.
Важные выводы по наиболее значимым налоговым спорам 2015 года сделал партнер компании «Персональный налоговый менеджер», адвокат Василий Ваюкин.
Итоги налогового форума будут подведены 4 декабря на пленарном заседании с участием руководителя ФНС России Михаила Мишустина, федеральных министров, представителей Совета Федерации, Госдумы, ЦБ, Счетной палаты и бизнеса.
Источник: Информационно-аналитический отдел АКГ «Градиент Альфа».