PwC в России представляет исследование «Рынок легковых и коммерческих автомобилей в России: результаты 2015 г. и перспективы развития»
В проведенном фирмой PwC исследовании «Рынок легковых и коммерческих автомобилей в России: результаты 2015 г. и перспективы развития» говорится о том, что за 2015 год Россия демонстрирует наибольшее снижение продаж среди ведущих автомобильных рынков в мире. Макроэкономические факторы стали основными драйверами изменений на российском авторынке за 2015 г. Ослабление курса рубля, снижение ВВП, угроза дальнейшей стагнации экономики и снижение уровня потребительской уверенности оказали существенное влияние на автомобильный рынок в этот период. В исследовании приводятся прогнозы на 2016 год.
Ключевые выводы:
- По результатам 2015 г. продажи новых легковых автомобилей в России снизились на 45% в количественном выражении. Сегмент новых импортных автомобилей снова показал наибольшее сокращение в объемах продаж (-52%), тогда как продажи отечественных брендов и локализованных иномарок снизились на 37% и 45% соответственно.
- Во всех рассматриваемых сегментах произошло существенное повышение средней стоимости автомобилей, что в основном было обусловлено ослаблением курса рубля. Средняя стоимость нового легкового автомобиля в долларах США снизилась на 22% и выросла на 22% в рублях. В целом же рынок сократился на 33% в рублевом выражении, в то время как в долларовом − на 57%.
- Реализация программ льготного автокредитования, льготного лизинга и обновления автопарка позволила смягчить падение авторынка в 2015 г. На поддержку автомобильной промышленности России было направлено 43,3 млрд руб, и по результатам года в рамках трех основных программ стимулирования спроса было продано около 560 тыс. транспортных средств, что составило более трети совокупных продаж.
- Дальнейшее развитие автомобильного рынка России будет напрямую зависеть от макроэкономической конъюнктуры, мер господдержки, а также эффективности стратегий, реализуемых ключевыми игроками рынка в период неопределенности.
- Уход некоторых брендов с российского рынка и реструктуризация бизнеса привели к перераспределению долей рынка между остальными участниками.
- Темпы падения продаж ниже среднерыночных показали бренды, которым удалось увеличить свою долю на рынке, такие как Lada, UAZ, KIA, Hyundai, Mercedes-Benz, BMW и проч.
Олег Малышев, партнер практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли, о прогнозе на текущий год:
«В 2016 г. в базовом сценарии ожидается снижение рынка новых легковых автомобилей на 14% до 1,1 млн шт., в оптимистическом сценарии – снижение на 10% до 1,2 млн шт. При этом восстановление российского рынка до уровня 2012 г. возможно в перспективе 7 лет».
- В ближайшие годы возможности для развития автобизнеса во многом будут связаны с сегментом автомобилей с пробегом. В 2015 г. рынок автомобилей с пробегом в денежном выражении превысил размер рынка новых автомобилей. Сдвиг спроса на рынок автомобилей с пробегом отчасти обусловлен меньшим ростом цен на данном рынке по сравнению с рынком новых автомобилей.
- Рынки легких коммерческих автомобилей и грузовых автомобилей являются чувствительными к конъюнктуре экономики и в настоящий момент переживают спад из-за снижения деловой активности малого и среднего бизнеса, а также снижения грузооборота и спада в строительной отрасли. По мере восстановления экономики прогнозируется рост данных рынков.
Под «PwC» понимается сеть PwC и/или одна или несколько фирм, входящих в нее, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом. Глобальная сеть PwC объединяет более 208 000 сотрудников в 157 странах. Более подробная информация представлена на официальном сайте PwC.
© 2016 PricewaterhouseCoopers. Все права защищены.