Agroinno.ru - агроновации и системные риски

18.05.2011 11:03

Департамент стратегических коммуникаций концерна «Тракторные заводы» предоставил для публикации, как говорят журналисты, текстовую расшифровку телепередачи из Владимира. Получился хороший репортаж.

Сегодня  я  побываю  на  одном  из  крупнейших  российских заводов по производству сельскохозяйственной техники, ознакомлюсь с новейшими моделями тракторов,  посмотрю,  как  создают  современные  двигатели для этих машин, научусь водить трактор и даже попробую поработать на нем в условиях русской зимы,  узнаю,  как  собирают  хлопок, увижу,  как выглядит хлопкоуборочный комбайн, и прокачусь на этой странной машине. Если гоночные машины кажутся вам интереснее тракторов, то, возможно, вы  о  них недостаточно знаете. Не будь тракторов, история, например, такой известной марки  дорогих спортивных машин, как Lamborghini могла бы вообще не начаться.  Именно на  тракторах  первоначально стоял её символ. Они же позволили  владельцу  компании заработать состояние. Лишь в свободное время Ферручио  Ламборджини  увлекался автогонками. Сам он ездил он на спортивном Феррари,  однако был  не  слишком  доволен  своим автомобилем. Однажды он отправился  к  Энцо  Феррари,  чтобы  обсудить недостатки  машины.  А  тот посоветовал  ему  не  лезть  в  чужие  дела и заниматься своими тракторами. Обиженный Ламборджини  вернулся  на свою фабрику,  разобрал  трансмиссию Феррари и увидел, что многие детали для неё изготавливает тот же поставщик, что  и  для  его  тракторов.  Покопавшись у  себя  на складе, он нашёл всё необходимое,  чтобы  внести  желаемые  изменения.   Вскоре им была основана дочерняя   компания   тракторной  фабрики   Lamborghini,   которая   стала производить спортивные машины.

Мы находимся в 200 километрах от Москвы - в городе Владимир. Когда-то этот город был столицей древней Руси. Столицей этот замечательный город стал в середине 12 века и оставался им  почти  три  сотни  лет. Сегодня это – жемчужина Золотого Кольца России, один  из  ее  главных туристических городов. Кроме того, Владимир – крупный промышленный  и  технологический центр.  На  предприятиях города создаются различные   средства   связи,  электродвигатели  и электроприборы.  Здесь расположен   и  один  из  главных тракторостроительных  заводов  России  – Владимирский моторо-тракторный завод.
Александр Гудков,  директор завода,  Machinery & Industrial Group N.V
Линейка  тракторов, которые мы сегодня представляем – широкая линейка машин  от  30  до  90  лошадиных  сил. Наши  трактора  впитали  в себя все современные    разработки.   Это   касается   и   двигателей,   которые   и энергонасыщенны,  и  экономичны,  и  соответствуют  современным европейским стандартам.  Это  и синхронизированная трансмиссия. Наконец, это и внешний вид тракторов. Между  прочим, колёсные тракторы могут развивать достаточно приличную скорость,  когда едут по асфальтированной дороге. Рекорд – 100 километров в час. Правда,  на рыхлой почве колёса время от времени пробуксовывают. При работе  в  поле  –  это  проблема. Чтобы  её решить,  производители стали устанавливать  привод на все колёса. Чтобы снизить давление на почву иногда их делают  сдвоенными.  То есть,  у  трактора  может  быть  восемь колёс. Гусеничные  тракторы,  в большинстве  своём, не  могут  передвигаться  по асфальту, поскольку попросту разрушают его.  Исключение составляют машины с резиновыми гусеницами. Скорость таких тракторов невелика – 30-40 километров в   час.  Однако,   в  некоторых случаях,  тихоходность  –  исключительно достоинство.
-  Раньше  мне  никогда  не  приходилось  ездить  на  хлопкоуборочном
комбайне,  а  тем  более, им управлять. Вообще-то – это многофункциональная машина. В межсезонье её можно использовать как обычный трактор. Хлопкоуборочный  комбайн  не  только  собирает  хлопок,  но  и тут же очищает его. Причём всю работу он выполняет в  30 раз быстрее, чем человек. В  то  же  время,  ему  удаётся  не  повредить такое хрупкое растение, как хлопчатник.  Для  этого,  например, инженеры существенно увеличили дорожный просвет машины,  по  сравнению  с классической моделью трактора. Теперь он больше,  чем у внедорожника – 90 сантиметров! Именно на таком расстоянии от земли  растут  коробочки  хлопчатника.  Когда хлопкоуборочный  комбайн  их срезает, они  попадают  в  особое устройство со щётками. Внутри него сухие стебли  перетираются  в пыль, а хлопок затягивается дальше, в трубу. Из неё он выбрасывается в огромную сетку в передней части комбайна.
Сергей Руссинковский, Главный конструктор,  Machinery & Industrial Group N.V
Хлопок  – очень нежная культура. Когда его собирают, нельзя повредить куст. На   некоторых   внешних   частях нашего   комбайна  использована дополнительная  обшивка материей, чтобы он  как можно нежнее проходил между рядами  хлопчатника.  Потребовалось  довольно  высоко  расположить раму. Мы решили сразу ещё одну задачу. Комбайн хоть и предназначен для сбора хлопка, его  создание  позволило  придумать   решение  для чайных агрегатов. Сейчас мост  установлен  в  низкой позиции. Здесь имеются болты, которые позволяют поднять  его  ещё на 14 сантиметров. Это нужно для сбора чайных листьев. То же  сделано  сзади. Специально трансмиссия была модифицирована, чтобы можно было обеспечить такой же большой просвет сзади. Сбор   хлопка   или  чая,  обычно, очень  тяжёлый  физический  труд. Например,  дневная  норма  сборщика  чая  - примерно 35 килограммов чайного листа.  Чтобы  собрать  450  граммов,  ему нужно сделать несколько десятков тысяч  срывающих  движений  рукой.   В результате получится чуть более 110 граммов  готового  чая.  Переносить чайный лист с места на место надо очень осторожно  –  от чрезмерной тряски он ломается и теряет качество. Трудиться приходится на жаре. В общем,  человек затрачивает на такую работу массу сил и  энергии. Что же касается тракторов, то, в подобном случае, машины нужны, напротив,  небольшой  мощности.  В  отличие,  скажем, от   зерноуборочного комбайна.  Тут  имеют  значение  и особенности культуры, которую предстоит убирать,  и  сезон  работ,  и  площадь  посадок. Сколько задач – столько у тракторов различных мощностей. Они, в свою очередь зависят от двигателя. Основа  двигателя  трактора полностью собирается ещё на первом этапе. Это   происходит   на   малом   кольцевом  конвейере.   Скелет   двигателя устанавливают на подвеску.
Вообще  человечество  за  недолгую  историю  существования  дизельных двигателей,  а  именно  такие устанавливают  на  тракторы,  разработало их великое  множество.  Самые  слабые  из  них  - всего 5 лошадиных сил. Самый мощный  двигатель  легкового  автомобиля  –  500  лошадиных  сил.  Им может похвастаться  одна из моделей Ауди. У карьерных самосвалов мощность доходит до  полутора  тысяч  лошадиных сил. Существует судовой двигатель, мощностью около 109000 лошадиных сил. А сколько промежуточных вариантов!
Сергей Руссинковский, Главный конструктор,  Machinery & Industrial Group N.V
Наши  двигатели  соответствуют  европейским  нормам  токсичности. Они просты  в  эксплуатации.  Все  дизели выполняются  у нас на современнейшем оборудовании.   В   выпускаемой   нами   линейке   есть   двигатели  разных характеристик по мощности. Мы производим их не только для машин тракторного концерна.  На  них  держится хороший  спрос и для судового применения, для энергоустановок. В  каждом  случае нужна своя конструкция. Она учитывает и необходимое число оборотов, и способы охлаждения. Для комбайнов, которые предназначены, чтобы убирать чай и хлопок, изготавливают  двигатели воздушного охлаждения. То,  что  для  работы  они не  нуждаются  в воде, значительно облегчает их обслуживание  на территориях  с  жарким  климатом.  Да  и  габариты такого двигателя относительно небольшие.
Интересен,  конечно,  двигатель, который установлен на этом комбайне. Он,  опять  же,  изготавливается  на  нашем заводе.  Двигатель  дизельный, трёхцилиндровый, воздушного охлаждения, 50 лошадиных сил. Этого достаточно, чтобы  собирать хлопок или чай. На комбайн можно, кроме того, устанавливать различные  культиваторы  или  сеялки. Конечно,  для  тяжёлых работ, вроде вспашки,  такая  машина  не  подойдёт,  но  остальное  –  это - пожалуйста. Двигатель  очень  экономичный  –  расход  топлива  220  граммов на 1 л.с.. Прекрасный показатель для такого класса. Хороший  двигатель тоже можно считать настоящим сокровищем. Особенно, если  вспомнить, насколько менее приятно  копаться под капотом сломанной машины где-нибудь вдали от цивилизации, чем вести археологические раскопки. Кстати,  древние скандинавы  называли  красивым  или  прекрасным  то,  что практично.  На этом  заводе производят исключительно практичные дизельные двигатели как воздушного, так и водяного охлаждения. Часть из них не только изготавливается,  но  и  разрабатывается  российскими  специалистами.  Цех, который вы видите, относится к совместному российско-финскому производству. Особенности  двигателей,  выходящих  отсюда  –  топливная экономичность  и идеально  рассчитанный  крутящий  момент. К тому же, все точки обслуживания сконцентрированы на  одной стороне  двигателя.  Такое решение  позволяет упростить  его  техническое  обслуживание,  а значит и сократить затраты на него.  Многие  комплектующие  этих  дизелей подходят одновременно для трёх, четырёх  и шестицилиндровых двигателей. Это значит, что, при необходимости, найти запасные детали не составит труда. Здесь происходит чистовая шлифовка отдельных составляющих коленчатого вала.  Сейчас  манипулятор,  как  раз, загружает  их в аппарат. Дальше вся обработка   будет   происходить  автоматически,  так  же,  как  и  контроль результатов шлифовки. Коленчатый  вал  –  одна  из  основных частей двигателя. Во время его работы она будет постоянно находиться в движении. Шлифовка некоторых частей коленчатого  вала  требует  особой осторожности, даже, несмотря на то, что сталь,  из  которой  их обычно производят, очень прочный материал. При этом максимальная допустимая погрешность,  например при обработке сечения шеек шатуна,  составляет не более 0,008 миллиметра. После каждой такой операции, то   есть,   после шлифовки  каждой  отдельно  взятой  шейки, станок  сам корректирует положение шлифовального круга.
Александр Гудков, директор завода,  Machinery & Industrial Group N.V
Что  касается  экспорта, мы имеем довольно-таки приличные партнёрские связи,  и  давнишние,  исторически прочно сложившиеся, в том числе. Техника нашего  завода  в  течение  всего  времени выпуска поставлялась в 82 страны мира.  Причём,  в  такие  развитые страны,  как Соединённые Штаты Америки, Канада,  Германия.  Международные сертификаты,  которые получены  на нашу технику,   позволяют  поставлять  её  в  любую  точку земного  шара.  Наши двигатели,   даже   те,   которые имеют   большую  мощность,  отличаются экономичностью.  Тракторы  мы проектируем  в комплексе  с двигателями. Не только тракторы, но и целые агропромышленные комплексы.
Самый  большой  в  мире трактор называется Big Bud. Он, действительно огромный,  даже  попал  в  Книгу рекордов Гиннеса. Как ни странно, построен этот трактор был для хлопковой фермы. Но, конечно, не для сбора хлопка. Его
задача подготовить поле к засадке. Размеры машины – более 8 метров в длину, более  6  –  в  ширину  и  более  4  в высоту. За собой она тащит двадцатичетырёхметровый  культиватор.  Плуг  вскапывает  землю  на глубину в четыре метра.     Чтобы    справится    с    такими    габаритами,   потребовался шестнадцатицилиндровый   двигатель, объёмом  24  литра  и   мощностью  900 лошадиных сил. Неудивительно. При заполненном баке Big Bud весит 50 тонн.
Широкая  линейка  двигателей  позволяет заводу во Владимире создавать самые разнообразные модели тракторов. Мощности машин от 30 до 90 лошадиных сил.  Назначение  самое  разнообразное.   Тракторы  прекрасно работают и в условиях  Крайнего  севера,  и  в самом жарком климате. Их, как и двигатели отличает  высокая надёжность. Сегодня завод выпускает около 5000 тракторов каждый  год.  Миллионный  трактор  вышел  отсюда  в 1988 году. К настоящему моменту  собрано более миллиона семисот тысяч машин. Что касается двигателей, производственные  мощности завода способны выпускать ежегодно около  50000 штук. Всего их к сегодняшнему дню выполнено более 5 миллионов. Для  окончательной  сборки  будущий двигатель попадает на ещё один – стендовый  конвейер.  Здесь  на  готовую основу  устанавливают всевозможные шпильки, цилиндры, шатуны, поршни.
На  этом  участке  готовые  двигатели  проверяют  и  испытывают.  Так выглядит  испытательный стенд. С его помощью измеряют такие показатели, как крутящий   момент,   частота  вращения  ротора,  расход  топлива,  воздуха,
охлаждающей  жидкости,  изменения  температуры  и  давления. Управлять им и снимать  показания  можно дистанционно.  Существует и автоматический режим работы.
Евгений Белов, Главный технолог,  Machinery & Industrial Group N.V
В ходе сборки, поскольку осуществляют её люди, возможно возникновение ошибок.   Чтобы  избежать  их  последствий для  потребителя,  производятся испытания  двигателя.  Его нагружают  в  режимах максимальной мощности, максимального крутящего момента. Производится замер показателей. Испытания  занимают 20 минут от момента запуска двигателя до его остановки. Основные неприятности могут быть связаны с утечкой охлаждающей жидкости или масла.  Естественно,  уже  на  этапе,  когда двигатель только прогревается, испытатель  отслеживает  эти моменты, заносит их в карту контроля сборки. Потом  она  поступит  человеку,  который этот двигатель собирал. На участке ремонта  происходит  демонтаж  неисправного  узла или элемента и устранение дефекта. После этого двигатель снова поступает на испытания. Обязательно  происходит контроль достоверности получаемой информации.
Любые  ошибки  в  работе  двигателя не только сразу же регистрируются, но и происходит анализ их возможных причин и вариантов устранения неисправности. Основная  часть   стенда  –  динамометрическая  установка. Фактически это – тормозное устройство.  Торможение двигателя во время испытаний даёт на него необходимую, чтобы произвести основные замеры, нагрузку.
Евгений Белов, Главный технолог,  Machinery & Industrial Group N.V
Одно  из главных достоинств нашей динамометрической установки состоит в  том,  что  для  торможения  она использует энергию воды. Таким образом, испытания не требуют дополнительных затрат электроэнергии, которая в данном случае  не используется. Помимо того, нет проблем с обеспечением охлаждения системы. Торможение происходит на воде и теплообменником она охлаждается. Насколько   выносливая  машина  трактор,  можно  судить по недавним авантюрным  приключениям  одной  из  жительниц Голландии. Первоначально она мечтала побывать в Париже. Причём, хотела не только добраться до него, но и объехать  вокруг  Эйфелевой башни  на своём тракторе. Когда задуманное было осуществлено, женщина решила не останавливаться на достигнутом. Так с мечты о  Париже началось  трёхлетнее  путешествие  на тракторе. Маршрут пролегал через  Францию,  Испанию,  а  затем  с  севера на юг пересекал всю Африку. Завершился  он  уже  на  мысе  Доброй Надежды.  Теперь  путешественница из Голландии планирует  отправиться всё  на  том же тракторе покорять Южный Полюс.

Эта  машина  -  сильная, прочная и надёжная.  Она очень востребована, причём  как  в  России, так и в мире. Мощность трактора 85 лошадиных сил. У него  16  обычных  плюс  две  замедленных  скорости  вперёд  и  8  - назад. Замедленные  скорости  нужны  для  выполнения коммунальных работ. Например, трактор   может  убирать улицы.  Вообще  же,  применений  ему много  –  в строительной,  промышленной,  транспортной сферах и, конечно же, в сельском хозяйстве.   Он   может   работать  как  с  навесным,  так  и  с прицепным оборудованием.   Его  кабина, действительно,  комфортная.  Хоть сейчас  в дальнюю  дорогу.  Для  оператора  установлено  специальное удобное сидение, предусмотрены   кондиционер   и  отопительная  система.  А ещё  мне  очень понравился  общий  дизайн машины, пусть это и не главное. Всё равно на него приятно смотреть. Этот  трактор  не только симпатичный с виду, но с ним ещё  приятно, а главное полезно общаться. Помимо голосовой системы определения неполадок, у него говорящий  пульт  управления.   В скором  времени  его дополнительно оснастят комплектом бортового навигационно-связного оборудования ГЛОНАСС. Но  и  без того с навигацией проблем не должно быть – обзор из кабины великолепный.  Она  практически полностью остеклена. Все окна открываются. Стекло  рассчитано на то, чтобы выдерживать довольно серьёзный удар. Помимо хорошего  обзора оно обеспечивает  существенное снижение  уровня шума в кабине.  Специальный  монитор  внутри  позволяет отслеживать  более  100 различных  параметров, таких  как скорость, температура  масла,  уровень топлива  в  баке,  уровень масла  в  двигателе. Водитель сразу же получает голосовое  сообщение  о любых возникающих неисправностях. Чтобы понять, что именно  произошло с машиной, ему нет необходимости даже выходить из машины. Ещё  одна особенность  –  колёса трактора.  Обратите  внимание, какие они большие. В первую очередь, именно от колёс зависит грузоподъёмность машины. Та, которую  вы  видите,  может нести на передней балке 1, 5 тонны самого разного навесного оборудования – от щёток до погрузчиков.

Сергей Руссинковский, Главный конструктор,  Machinery & Industrial Group N.V
Это   гидроподъёмник,   который   позволяет   навешивать,  с  помощью трёхступенчатой  навески  оборудование, подходящее по весу этому трактору. Около  четырёхсот   видов  навесного  оборудования  может быть использовано совместно  с  ним.  Эта  навеска  сделана  по международным стандартам, что позволяет  устанавливать  на наш трактор машины всех типов, как российские, так  и  зарубежные.   Он  оборудован  воздушной системой,  необходимой для прицепов.   Благодаря  ней  же  может подсоединяться  какой-то  инструмент пневматический.   Сейчас существует очень  много  инструментов,  которые работают  на сжатом воздухе. Два топливных бака на 160 литров обеспечивают, как минимум, 12 часов непрерывной работы. Дополнительная ёмкость для масла. Другое преимущество  – возможность применять в одной модели машины разные двигатели.   В   данном   тракторе   стоит  двигатель  нашей разработки  и производства с воздушным охлаждением. Но мы можем поставить и с охлаждением жидкостью.  Первый вариант  хорош  для  стран  с очень жарким или холодным климатом,  второй  –  для мест, где температуры умеренные. А если поставить двигатель   в   газовом   исполнении,  трактор  замечательно подойдёт  для коммунального  использования,  поскольку  загрязнение окружающего  воздуха значительно снизится.

Вадим Калабашкин, Вице-президент  Machinery & Industrial Group N.V
Сегодня  наша  компания находится в активной фазе развития и создания новых  сельскохозяйственных машин. Это и колёсные, и гусеничные тракторы, и комбайны  различного  назначения.  Мы являемся одним из ключевых игроков на рынке  тракторов  России  и стран СНГ, хорошо знаем и рынки арабских стран. Ежегодно  с  наших конвейеров сходит несколько новых моделей машин. Сегодня мы предлагаем потребителю не просто технику, а агротехнологии. Мы учитываем всё  –  климатические  условия,  структуру почвы, особенности выращиваемых культур. Всякий раз мы готовы предложить соответствующее оборудование. Не  так  давно  техника,  которая обладает  собственным интеллектом, ассоциировалась с человекоподобными роботами, компьютерами и персонажами из фантастических фильмов. Сегодня искусственный интеллект нашёл применение во многих  видах техники. Появились  «умные» автомобили,  «умные» телефоны, «умные» бытовые приборы.  А  существуют  ли  «умные» сельскохозяйственные машины? Трактор Т-85 – один из примеров. А, вообще, это будущее. Несколько стран занято подобными разработками. Кто-то создаёт трактор, которым можно управлять  через  Интернет.  Кто-то  снабжает  его  датчиками для  анализа состояния  почвы  и урожая на каждом квадратном метре обрабатываемого поля. Интересного  много – сейчас и впереди –  безграничное поле для деятельности и открытий.

Телеканал Русия аль-Яум
15.05.2011
Департамент стратегических коммуникаций ККУ "Концерн "Тракторные заводы"