Agroinno.ru - агроновации и системные риски

26.08.2011 09:24

Под Новороссийском стоят 14 железнодорожных составов с зерном, которых в РЖД уже называли «мертвыми»

Алексей Сутурин

Сейчас самый горячий вопрос российского зернового рынка – куда деть избытки будущего урожая зерновых? Об этом говорил 24 августа на пресс-завтраке президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.

zloschevskij

По оценке специалистов «на корню» урожай зерновых составляет 94 млн. тонн, по их же прогнозам сельхозпроизводители соберут порядка 90 миллионов тонн. В запасах интервенционного фонда на сегодняшний день 6,7 млн. тонн (некоторой объем зерна находится там даже с 2005 года). Ежегодная потребность страны, рассчитываемой по методике ФАО, составляет 67,4 млн. тонн и разумный запас около 13 млн. тонн. Итого стране надо продать порядка 30 миллионов тонн. Экспортеры говорят, что смогут продать 22-25 млн. тонн зерна. Что делать с излишком?

Сегодня неплохо складывается экспортная конъюнктура. Потери на этапе входа в рынок в начале экспортных продаж в июле 30 долларов с тонны снизились. Сейчас в Руане зерно торгуется по 280-283 доллара за тонну, мы же вышли на цены в 265-267 долларов. Потери нового выхода на рынок сократились вдвое от первых дней. Экспортная динамика повлияла на рост внутренних цен. Еженедельно они подрастают на 50-100 рублей за тонну.

Но они вскоре опять, по всей видимости, упадут. Как сегодня выглядят расчетные запасы зерновых, исходя из региональных данных по новому урожаю, которые впервые стали (не считаю тестовую работу) сводится в систему региональных балансов минсельхоза России? По ЦФО дефицит зерна после сбора нового урожая составит всего 9 тыс. тонн. Но если смотреть по областям, то ситуация складывается очень напряженная. В Курской области профицит составит 2 млн.тонн, в Липецкой – 1,5 млн.тонн, в Орловской – 1250 тыс.тонн, в Тамбовской – также – 1250 тыс. тонн. В ЮФО предполагаемый профицит выше на порядок – 13,5 млн.тонн, в СКФО – 6,5 млн.тонн, в Приволжском ФО – 10 млн.тонн. Кто возьмет это зерно? К примеру, в СЗФО потребность составляет всего 1846 тыс. тонн.

Существенно увеличить объемы экспортных продаж в августе мешает предпортовая инфраструктура. Порты могут сегодня переваливать 5 млн. тонн зерна. Железнодорожные пробки снижают эффективность экспорта до уровня 3-3,5 млн.тонн в месяц. К примеру, под Новороссийском сейчас стоят 14 составов с зерном, которых в РЖД уже называли «мертвыми».

Порядка 10 миллионов тонн зерна надо продавать по новым направлениям либо закладывать его в «зерновой ломбард». Для реализации этих намерений решено привлечь на аукционе к процессу хранения еще 120 элеваторов к тем пятиста, с которыми существуют договоры.

Возможно, как утверждает Аркадий Злочевский, расширить поставки на экспорт через Прибалтику. Эстонский порт Мууга готов к таким переговорам, поскольку его менеджеры уже заявили о готовности взять за перевалку не очень высокую сумму - 14 долларов за тонну. Однако надо пересмотреть систему тарифов, о сроках действия которых и их размерах идут баталии в правительстве.

Действительно, Аркадий Злочевский утверждает, что, к примеру, иностранных инвесторов отпугнуло от зернового рынка России не столько введение в прошлом году эмбарго, сколько отложенная пролонгация льготных тарифов на перевозки, которая ежегодно проходит в декабре. Он предлагает пятилетнее действие тарифов. Такие сроки комфортнее для инвестиций в основной капитал, для всего зернового рынка, который задыхается от своего богатства. Вот, уж, правда, у крестьянина две беды – урожай и неурожай.