Agroinno.ru - агроновации и системные риски

10.12.2010 17:54

Кто инвестор на сельской стройке? Смогут ли государство и частный бизнес возродить поселки-призраки

 

Алексей Сутурин

 

Ни много ни мало, 360 миллиардов рублей намечено выделить в ближайшие три года сельским строителям. Освоить их возможно только с помощью частно-государственного партнерства, считают специалисты.

По словам академика РАСХН Анатолия Огаркова, сегодня в России более 12 тысяч деревень без постоянного населения, то есть, по сути, сел-призраков. Жить в этих домах можно, но люди их покинули, уезжая в города и вахтовые поселки, чтобы хоть как-то заработать себе на жизнь. Но в последние пять лет инвестиции в сельское хозяйство растут, становятся все более прибыльными, и в итоге появилось немало мест, где сегодня есть резон "бросить якорь".

Более того, в своем выступлении на заседании совета по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса России председатель Совета Федерации Сергей Миронов подчеркнул:

- В условиях кризиса наименее всего пострадали те сектора экономики, которые ориентированы на агропромышленный комплекс, на производство продуктов питания.

Но значит ли это, что российское село задышало полной грудью? Вряд ли. Слишком многое там разрушено. К примеру, сегодня мало что осталось от былого агростроительного комплекса: за времена рыночных реформ из 300 федеральных объектов, говорилось в Совете Федерации, сохранилось только 50. Из этих остатков 14 подлежат приватизации в этом году, в том числе четыре комбината малоэтажного домостроения мощностью каждый более 1000 домов в год. Все бы ничего, но злой опыт подсказывает: после приватизации новые хозяева, как правило, далекие от сельских проблем, меняют профиль предприятия, его продукцию - под быстрые деньги. Так из села "ушли" сотни строительных объектов, исчезли специалисты высокого класса.

В те годы мощный сельский строительный комплекс, как единое целое, включал в себя изыскателей, проектировщиков, строителей, которые ныне распались, разъехались, утратили прочные связи. В стране ныне всего десяток организаций, которые можно назвать системообразующими в сельском строительстве.

Пожалуй, наиболее крепко стоят на ногах сельские строители Центральной России, которые со своими предложениями пришли в Совет Федерации, а именно, объединить оставшиеся разрозненные проектные организации, заводы стройматериалов, автотранспортные предприятия и учебные заведения на принципах профессионализма, учитывая особенности сельского строительства.

Считается, что профессионализм, о котором на сельских стройках уже успели подзабыть, будет способствовать созданию еще недавно экзотических саморегулируемых организаций в сельском строительстве, которое должно произойти в ближайшее время. Так-то оно так, но регулирующие органы наметили три типа саморегулируемых организаций - в среде проектировщиков, изыскателей и собственно строителей.  Для крупных строек это вполне нормально, но представить себе, что такая схема будет эффективна  в сельских районах с расстояниями в сотни и тысячи километров между профессионалами и объектами их оценки, очень непросто.

Однако профессионалы и в сельском строительстве крайне необходимы. Насколько это важно, говорит современный опыт строительства крупных животноводческих ферм и комплексов - и положительный и отрицательный. Уже есть немало фактов, когда после приемки объектов обнаруживались серьезные ошибки, как проектировщиков, так и изыскателей, которые, как выяснилось, мало знакомы с особенностями сельского строительства.

- По сути, - говорил президент Центрсельстроя Сергей Мытарев, - в стране еще традиционно сильно элеваторостроение, где мы сохранили серьезный потенциал. Но строить-то надо не только элеваторы, но и коровники, свинарники, жилье, клубы, больницы.

По силам ли сельским строителям осваивать по сотне миллиардов рублей в год по многочисленным городам и весям? В разных регионах и силы разные. В 2008 и 2009 году министерству сельского хозяйства пришлось перераспределять около 10% средств, отпускаемых на реализацию программы развития села по результатам полугодий или девяти месяцев. Дело в том, что 10-15 субъектов РФ не осваивают те деньги, которые они запрашивают в начале года, и их приходиться перераспределять в пользу других, более сильных регионов. В итоге, особенно это относится к Нечерноземью, где наиболее остро стоят социально инфраструктурные проблемы, сельские инвестиционные программы проваливаются.

Сегодня профессионалы не скрывают тревоги по этому поводу. Речь идет, главным образом, о выполнении инвестиционных работ целевой федеральной программы социального развития села до 2012 года за счет всех источников финансирования, которую курирует Министерство сельского хозяйства РФ.

- Инвестиционная активность, которая возродилась во многих регионах РФ в аграрном секторе и в целом на сельских территориях, продемонстрировала острейший дефицит в строительных услугах, - констатировал статс-секретарь-заместитель министра сельского хозяйства Александр Петриков. - Сейчас министерство ведет работу по координации финансирования Россельхозбанком и Сбербанком 350 животноводческих объектов.

Безусловно, каждый по-своему интересен. Наверное, больше тем, как в таких случаях осуществляется частно-государственное партнерство, без которого село не поднять?

Очень по-разному. И этот процесс невозможно представить в рамках федеральной программы, потому что в каждом случае ищется свой интерес. Конечно, я не имею в виду то «партнерство», которое на слуху и обозначается круглыми суммами. Так или иначе, у государства и бизнеса немало продуктивных целей для взаимодействия.

Еще летом этого года автор этих строк побывал в поселке Паленское Липецкой области. Здесь частный бизнес занимается растениеводством. Чтобы рабочие, специалисты оставались в поселке, а не разъезжались на заработки администрация области и частный холдинг нашли общий язык.

- Это не очень большой поселок, - рассказывает генеральный директор группы компаний Агропром МДТ Павел Шинский, - но там есть детский сад, школа-одиннадцатилетка, пункт МЧС, участковый инспектор – майор милиции, которому мы восстановили его родной дом, своя пожарная машина, сельский клуб, где есть преподаватели, и даже балетный станок, три магазина, офис земского врача. Еще есть больница на три койко-места, операционная, гараж для скорой помощи. Мы обеспечиваем всю инфраструктуру и в том числе такую, как телефоны и интернет, асфальтированные дороги. Мы не занимаемся этим ради звучной благотворительности, это коммерческий расчет. Средний возраст наших работников за 40. Если молодежь уедет, нам не с кем будет работать. Мы финансируем дальнейшее обучение выпускников школ, если они намерены вернуться к нам, а когда вернутся, мы предоставим им жилье.

Не надо думать, что такие примеры частно-государственного партнерства единичны. Они есть и они предельно эффективны. Правда соотнести интересы бывает далеко непросто. Бизнес и государство еще не очень доверяют друг другу. Чтобы вернуть это доверие, сельские строители выступили с предложением создать единую вертикальную интегрированную структуру сельских строительных организаций по принципу государственно-частного партнерства. Совет Федерации и Минсельхоз поддержали эту идею, которую, правда, еще надо выстраивать.

Существует и параллельный вариант концепции такого партнерства, который разработан в системе Центрального союза потребительских обществ. Что и как выбирать? Наверное, сегодня не в этом главное. Важнее прямое государственное стимулирование развития сельской базы строительства и подрядных строительных организаций с помощью налоговых льгот и субсидированных кредитов. Но для этого, как ни странно, необходимо в самом законодательстве более четко определить понятие "сельский строительный комплекс", кто является учредителем таких организаций и в чьих целях они осуществляют производственную деятельность.

При этом действующая нормативно-правовая база позволяет уже сегодня  оказывать поддержку строителям. К примеру, в рамках закона о сельскохозяйственной кооперации. Кооперативам, участвующим в государственной программе, предоставляются субсидированные инвестиционные кредиты, субсидируется процентная ставка по кредитам  в размере 95% ставки рефинансирования.

Сегодня уже существует проект устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года, который разработан минсельхозом России. Какая жизнь его ожидает, напрямую зависит от состояния сельского строительного комплекса, который, как видим, пока не выстроен. Предлагается создать крупную частно-государственную корпорацию сельских строителей. Чем-то это напоминает корпорации, которые недавно проверяли по поручению Президента России, и, оказалось, что они малоэффективны…

По всей видимости, ключ к решению этой проблемы в том же профессионализме и специализации, который предлагают саморегулируемые организации. Эти сообщества высококвалифицированных специалистов смогут привлекать фирмы и предприятия для решения практических задач на конкурсной основе. Тогда 350 миллиардов рублей дойдут до сельской глубинки.