Agroinno.ru - агроновации и системные риски

28.09.2013 10:19

korporacii i innovacii

В среду, 25 сентября в Москва-Сити прошла встреча за круглым столом топ-менеджеров промышленных корпораций и представителей крупнейших вузов страны на тему «Корпорации и университеты. Лучшие практики взаимодействия в сфере подготовки специалистов по инновациям и R&D». Круглый стол организовали Ассоциация Менеджеров, НП «Совет глав ассоциаций и лидеров инновационного бизнеса» и НП «Клуб директоров по науке и инновациям».

belova

Были сформулированы три основных вопроса:

Какой специалист нужен российским корпорациям и как его подготовить? Можно ли подготовить специалиста по инновациям в университете? Какой специалист на самом деле нужен российским корпорациям? Насколько сильным должно быть влияние компаний на учебный процесс? Лучшие практики по подготовке кадров для инноваций. Базовые кафедры, стажировки и … все?

Проблемы взаимодействия вузов и R&D в России. Что сдерживает кооперацию бизнеса и университетов в области R&D в России? Какова степень технологической отсталости вузов? Каковы реальные возможности вузов в области прикладных исследований и разработок? Могут ли университеты на равных конкурировать с отраслевыми НИИ и независимыми разработчиками?

Примеры лучших практик взаимодействия компаний и вузов как в сфере подготовки кадров, так и выполнения R&D.

lapschov

Участников дискусси представил Андрей Лапшов, президент коммуникационной группы Insiders, руководитель комитета по развитию инновационной экономики Ассоциации менеджеров России, заместитель председателя НП "Совет глав ассоциаций и лидеров инновационного бизнеса":

За нашим столом Артем Шадрин, директор департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ, Евгений Кузнецов, директор департамента стратегических коммуникаций ОАО РВК, Анна Белова, профессор, заместитель декана Высшей школы экономики, председатель совета директоров РВК. От корпораций будут выступать Иван Шахиджанов, директор по развитию и разработке продуктов ОАО ОМЗ, Юрий Милицин, начальник отдела по научному взаимодействию департамента управления инновациями корпорации Ростелеком, Станислав Розмирович, директор центра исследований сферы инноваций ИМИ Высшей школы экономики, Сергей Пятенко, председатель комиссии по бизнес-образованию АМР, генеральный директор экономико-правовой школы ФБК.

От унивеситетов Андрей Расторгуев, заместитель начальника управления инновационного маркетинга Уральского федерального университета, Леонид Водоватов, директор департамента организации исследовательского комплекса фонда Сколково и Николай Тойвонен, проректор по стратегическому развитию Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО).

kasprjak

Алексей Каспржак, исполнительный директор Ассоциации менеджеров России:

Инвесторы, которые входили в Тверскую область и с которыми я общался в начале кризиса в 2008 году, а в области была диверсифицированная экономика и это не очень сильно отражалось на доходной части бюджета, были очень довольны: «Отличное время. Как раз время для развития и исследований». У наших опасения были совершенно другими. И сегодня общаясь с представителями крупных компаний, все больше заходит речь не об исследованиях, развитии, вкладах в новый бизнес, а об оптимизации существующих схем.

 kuznezov evgenji

Евгений Кузнецов, РВК:

Тема не новая, мы ее обсуждаем, на самом деле, уже не первый год. Пришло время некоторых промежуточных итогов и необходимость провести сверку движений с обеих сторон.

Несколько лет назад министерством экономики при нашем содействии было инициировано активное движение в сторону формирования инвестиционных программ крупных корпораций. С одной стороны. С другой стороны есть очень много государственных программ, направленных на формирование современных университетов. Есть университеты, которые продвинулись на этом пути достаточно далеко. И сейчас самое время поставить вопрос, что идет хорошо, что идет не очень хорошо, где есть очевидные и понятные достижения, где есть непонимание, куда двигаться, какие-то сложности, которые в начале не были очевидны. Какие механизмы работают, какие механизмы тормозят? Нам надо выйти на какие-то проектные шаги, чтобы двигаться дальше.

Появляется все больше механизмов, все больше инструментов, для того чтобы развивать взаимодействие корпораций и университетов. В первой части мы послушаем представителей университетов и корпораций, также мы еще послушаем результаты исследования, которое сделала Высшая школа экономики при нашей поддержке.

milizin

Юрий Милицин (Ростелеком):

Взаимодействовать с университетами мы начали два года назад в рамках программы инновационного развития, сейчас она выросла в отдельную, комплексную программу.

На сегодняшний день мы создали пять базовых кафедр, структурных подразделений университета. Созданы они совместными приказами. На четырех кафедрах ведется обучение, на пятой, в Санкт-Петербурге мы сейчас заканчиваем набор. Все это касается подготовки высококвалифицированных специалистов, магистров. На каждой кафедре порядка 10-15 человек. Дальше мы хотим выйти на восемь кафедр, поскольку у Ростелекома восемь региональных филиалов, которые являются основными заказчиками специалиста с детальными заданиями на подготовку.

В отличие от классических, физтеховских схем базовых кафедр (двухзвенных, где есть НИИ и есть университет, который дает базовую подготовку, а НИИ оттачивает под свои задачи) у нас такая схема не получается, потому что Ростелеком – оператор связи, а не разработчик. Мы структурные элементы не разрабатываем сами, отдаем на аутсорсинг. Соответственно, продвинутых специалистов по технологиям, по сервисам у нас нет. Мы их заказываем. Поэтому обойтись университетскими специалистами и кадрами нашей компании в процессе подготовки невозможно. Поэтому у нас есть партнеры. Это центры компетенций на базе НИИ, их уже пять создано. Это учебные центры вендоров, системных интеграторов и различные исследовательские центры. Оттуда мы привлекаем специалистов, чтобы они участвовали в процессе подготовки. Вот, такая схема была придумана два года назад и она вполне рабочая.

Какие проблемы мы увидели в процессе ее реализации? Первое, это то, что в вузах мало осталось адекватных специалистов, которые бы на современном уровне владели материалом, читали не те технологии, которые уже сходят, а рассказывали бы о том, что на подходе. Дефицит принципиальный.

Поэтому задача, как этот появляющийся большой объем знаний сфокусировать на студенте? Для передачи отраслевых знаний вполне работоспособна наша система дистанционного обучения.

Вторая проблема, как обеспечить практическую подготовку, поскольку все оборудование, которое есть в университетах – это вчерашний день. В Московском институте связи, к примеру, мы освобождали место в лаборатории и снесли оборудование 60-х годов на транзисторах. На этом оборудовании готовили студентов. Что не просто бесполезно, но и вредно.

Оснастить каждую кафедру современным оборудованием нереально, потому что операторское оборудование очень дорогое. Поэтому стали использовать схему распределенной лаборатории. Нам навстречу идут вендоры, поскольку какие-то образцы им удается получать. Но через два-три года эти образцы также станут устаревшими. Поэтому мы решили объединить все ресурсы университетов в единую сеть и обеспечить удаленный доступ к любому оборудованию, которое на этой сети находится. Вот это и называется распределенная учебная лаборатория.

Наконец, третья, самая трудная проблема, на наш взгляд, это не только обеспечить знаниями и навыками студента, а как сделать, чтобы он креативно к этому относился?

Для этого мы и создали вот этот концепт «система управления знаниями». В мире это нигде не реализовано, это инновационная разработка. В ней большое разнообразие интерфейсов, средств доступа, систем управления. Все это надо было вместить в единую систему управления, реализуемую, как и систему дистанционного образования, на облачных технологиях.

Что мы хотим получить на этой базе, какое развитие? Из базовых разрозненных кафедр выращиваем сетевую академию. Получается единая, объединенная структура, куда добавляем функцию профессиональной сертификации, что необходимо, уже много говорилось об этом, всем отраслям. Национальная облачная образовательная платформа – это наша перспектива.

toivonen

Николай Тойвонен, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики:

Речь пойдет о частно-государственном партнерстве. При этом мы ссылаемся на документ 2008 года, то есть на Концепцию долгосрочного социально-экономического развития, поскольку, оказывается, этот документ выполняется. Мы работаем в форватере, который нам задало правительство. Речь идет о создании инжинирингового центра, высокотехнологического производства в Республике Мордовия на базе волоконной оптики, речь о малом бизнесе в интересах корпораций.

Нашим партнером выступает Минпромторг РФ, который вкачивает значительные финансовые средства, Республика Мордовия, Мордовский госуниверситет, частные, инжиниринговые компании, зарубежные партнеры. Бюджетных средств 30, а с рынка 70 процентов. Роль нашего университета в том, что мы НИОКРы берем на себя, имплантируем их в среду, вместе с Мордовским университетом вытаскиваем стартапы. Количество сотрудников будет очень большое, которых и готовит университет.