Agroinno.ru - агроновации и системные риски

09.03.2011 13:52

По данным Росстата и сведениям, поступившим от предприятий, курируемых Комитетом по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России, в январе  2011 года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, увеличение  производства в рассматриваемых секторах машиностроения в среднем достигла 75,2 %.

Это во многом объясняется тем, что большое количество предприятий заявило о выпуске продукции в январе 2011 года, в то время как в аналогичном периоде прошлого года часть этих предприятий вовсе не работала.

С дугой стороны, на некоторых ведущих предприятиях отмечается снижение объемов производства - в частности, выпускающих тракторы на колесном ходу, зерноуборочным комбайнам, а также экскаваторам, строительным погрузчикам, башенным кранам.

Наибольший рост за этот период показали: бульдозеры и трубоукладчики (в 10,3 раза), культиваторы (в 5,0 раз), кормоуборочные комбайны (в 4,8 раза), плуги (в 3,6 раза),  гусеничные тракторы (в 3,3 раза), трелевочные тракторы (в 2,9 раза).

Увеличение производства автогрейдеров, экскаваторов и башенных кранов произошло практически на всех предприятиях выпускающих данные виды техники,  машин для городского коммунального хозяйства - в ОАО «Тосненский механический завод» и ОАО «Мценский завод коммунального машиностроения».

Снижение производства по зерноуборочным комбайнам, экскаваторам, башенным кранам и строительным погрузчикам в январе 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило:

башенные краны – на 75,0%;

экскаваторы – на 22,0%;

погрузчики строительные – 7,7%;

зерноуборочные комбайны – на 3,2%;

Снижение темпов роста производства башенных кранов объясняется тем, что с начала года не работали практически все предприятия, уменьшение производства экскаваторов связано с тем, что один из основных производителей (22,3% от общего количества произведенных экскаваторов в 2010 году) – ОАО «САРЭКС» в январе месяце не выпустил ни одного экскаватора.

В январе 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года сократились объемы отгрузки готовой продукции по всем видам продукции, кроме колесных тракторов, кормоуборочных комбайнов, плугов, в результате чего общее количество неотгруженной техники по состоянию на 1 февраля 2011 года увеличилось на 960 штук и составило 8118 машин. 

Большая часть неотгруженной техники (72,9%) приходится на зерно-, кормоуборочные комбайны, прицепную сельскохозяйственную технику и тракторы.

На заседании рабочей группы по технической и технологической модернизации сельского хозяйства и сельхозмашиностроения, прошедшем 9 февраля 2011 года, первым вице-премьером РФ Виктором Зубковым было отмечено, что бюджетные средства, выделяемые на техническую модернизацию в сфере АПК, используются недостаточно эффективно, в результате растет импорт сельхозтехники. "В 2010 году по кредитам на приобретение отечественной техники сельхозпроизводители получили всего только 46% от объема субсидий из федерального бюджета - 0,99 млрд рублей из 2,1 млрд рублей".  По итогам 2010 года поставки импортной техники выросли на 57,4%, в то время как спрос на отечественную продукцию сократился на 5,5%, сообщил В.Зубков. При этом рынок сельхозтехники в 2010 году, по предварительным оценкам, вырос на 14,8%, продемонстрировав "неплохую динамику развития".

"По прогнозам сельхозмашиностроителей, в этом году спрос на отечественную технику может увеличиться более чем на 7,5%. В этой ситуации необходимо обеспечить безусловное доведение целевых субсидий в текущем году", - сказал В.Зубков.

Как отметил вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Комиссии ОП РФ по вопросам модернизации промышленности Владимир Гутенев на слушаниях в Общественной палате РФ по вопросу «Модернизация через повышение эффективности федерального лизинга», инновационное развитие агропромышленного комплекса тормозится, прежде всего, низким технологическим уровнем промышленности.