Agroinno.ru - агроновации и системные риски

04.02.2014 12:46

Юлия Бычкова, классный руководитель, педагог-организатор МБОУ СОШ № 5 города Мытищи Московской области

bihkova

Алексей Сутурин, президент Общественного фонда поддержки образования «Союз» города Королева Московской области

alex2011 09

Вчера президент РФ Владимир Путин назвал трагедией то, что случилось в рядовой московской школе, и призвал больше внимания уделять воспитанию подрастающего поколения. Напомним, речь шла о гибели людей в школе.

Воспитанием! И это, действительно, именно то, что могло бы предотвратить выстрелы в школе. Не вооруженная охрана с металлоискателями, о которой уже заговорили именитые депутаты, а воспитательная, педагогическая работа, которая после внедрения в российской школе новых стандартов, похожих на болонские, просто не нашла там своего места, а точнее, оказалось ненужной в системе баллов и тестирования.

Еще жив почти единственный рудимент старой школы – классное руководство, которое сегодня формально нацелено только на пригляд за учеником. Все остальное зависит от совести конкретного классного руководителя, педагога, который за свою дополнительную (в качестве нагрузки, отнимающей огромное количество времени) работу получает в месяц полторы-две тысячи рублей.

Вот, именно он, один, без вооруженной охраны, которую, конечно, нельзя назвать ненужной в школе, задолго до роковых выстрелов сумел бы понять, что пора поднимать тревогу, что с мальчиком, его семьей надо начинать индивидуальную работу. Но для этого нужно немало времени, усилий и… бюджетные деньги. Не на вооружение охранников, металлоискатели, заборы, электронные замки и системы видеофиксации, на что чаще всего деньги находятся, а на воспитателя, его достойную зарплату.

К этому надо обязательно добавить то, что знает любой опытный педагог, воспитатель – «заклинить» может любого подростка, отличник он или отстающий. Это возрастное, поэтому тут нужен глаз да глаз, более того - доброе внимание, а не охранная система.

Итак, что нам совершенно понятно:

1. Должность классного руководителя (или иначе, воспитателя) необходимо сделать исключительной по значению, освобожденной от других обязанностей. Для того, чтобы он мог:
а) присутствовать на всех уроках своих подопечных, изучать их, наблюдать за ними на переменах;
б) своевременно выяснять причины отсутствия или опоздания ученика в школу;
в) отмечать готовность детей к уроку, выполнение домашнего задания;
г) наблюдать за самочувствием детей;
д) быть постоянно на связи с родителями (телефон, интернет, личный контакт);
е) подготавливать и проводить внеклассные мероприятия и классные часы с учётом индивидуальных особенностей ученика и характеристики класса (для этого проводятся тестирования, используются личные наблюдения и помощь специалистов-психологов).
2. В школе должна работать психологическая служба. Именно служба, а не один психолог. Несколько специалистов разного профиля, которые поведут индивидуальную работу чаще всего по представлению, просьбе классного руководителя.
3. Социальные педагоги должны работать с детьми, а не с бумагой (бумажная волокита совсем не оставляет места для живого общения - бесед, посещения семей, профилактических мероприятий).
Об отчетах и бумажной каторге учителя – особая песня. Сегодня в школах уже во весь голос и с горькой усмешкой говорят, что ученик там лишний и сильно мешает учителю, который из-за него не успевает писать справки, отчеты и готовить материалы для аттестации.

Может, тот ученик с винтовкой тоже посчитал себя лишним в школе?