Agroinno.ru - агроновации и системные риски

17.02.2014 19:26

logo igso

Обстоятельства и следствия проведения зимних Олимпийских игр в Сочи подрывают основы консенсуса между Кремлем и значительной частью региональных элит России. К такому заключению пришли эксперты Центра изучения современных идеологий Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Этому процессу еще сильнее будут способствовать мероприятия, связанные с подготовкой проведения чемпионата мира по футболу в России в 2018 году.

По окончании Олимпиады расходы по содержанию олимпийских объектов лягут на один Краснодарский регион. «Учитывая, что на регионы переложено финансовое исполнение всех социальных обязанностей государства перед населением, – говорит Директор ИГСО Борис Кагарлицкий, – поддержание функционального состояния спортивных объектов в Сочи может стать неудобным бременем для властей края». Аренда олимпийских объектов спортивными организациями, добавляет эксперт, не покроет расходов на их эксплуатацию, так как не только зарубежным, но и российским спортсменам выгоднее тренироваться в Западной Европе.

Роль российских регионов в общенациональной организации сочинской Олимпиады была символически принижена церемонией открытия Игр. «В торжествах, в угоду одному лицу, была выпячена роль Санкт-Петербурга, – оценивает Руководитель Центра изучения современных идеологий ИГСО Ярослав Бутаков. – Между тем, любой регион России имел не меньшее право быть отдельно представленным в программе открытия Олимпиады». Кроме того, подчёркивает эксперт, была проигнорирована негласная олимпийская традиция, согласно которой на церемонии открытия Олимпиады должен быть представлен коренной народ олимпийского региона. В данном случае это черкесы. Отмеченное обстоятельство может быть расценено населением и элитами северо-кавказских республик как проявление русского национализма на федеральном уровне.

Предстоящая подготовка чемпионата мира по футболу 2018 года в России ставит отдельные регионы в привилегированное положение по сравнению с другими в плане инвестиционной и дотационной политики федерального центра, отмечает далее специалист. Но при этом возрастут расходы этих регионов на строительство транспортно-туристической инфраструктуры, что вынудит прибегнуть к сокращению социальных расходов. Недовольство населения этими обстоятельствами федеральная власть будет стремиться перенаправить на местные власти, что не может не вызвать их дистанцирования от Кремля.

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев озвучил цифру 7 млрд. рублей в год, в которую обойдётся поддержание олимпийских объектов по завершении Игр. Это примерно 4% от всех запланированных расходов краевого бюджета на 2014 год, при сумме государственного долга Краснодарского края лишь незначительно уступающей сумме его годового бюджета. В регионах, где осуществляется строительство, связанное с чемпионатом мира по футболу, планируется заморозить действие Трудового кодекса РФ. Одним из этих регионов является и Краснодарский край, где подобная мера была частично опробована уже в период возведения объектов зимней Олимпиады, что вызвало критику со стороны профсоюзов и общественных организаций. Отказ государства от соблюдения трудового законодательства не делает организацию мировых спортивных шоу менее затратным: на подготовку Олимпиады в Сочи было израсходовано свыше 50 млрд.$ из бюджета РФ.

ИГСО является независимым интеллектуальным центром. Его деятельность направлена на выработку экспертных оценок, проведение исследований и содействие инициативам, нацеленным на демократическое преобразование общества, защиту социального государства и формирование прогрессивной альтернативы неолиберальной экономической политике.

Пресс-служба ИГСО.