Agroinno.ru - агроновации и системные риски

15.03.2015 18:23

11 марта 2015 года в рамках деловой программы выставки «INTEREXPO» и форума «ИнтерЭкспоШоу – 2015», состоялась конференция на тему: «Сегодня и завтра рынка сырья для производства товаров бытовой химии, средств личной гигиены и косметики». Руководитель Органа по сертификации Системы добровольной сертификации «ЭнергоСтиль» Елена Краснова в рамках конференции представила доклад на тему: «Экология и бизнес» и рассказала о проблемах и развитии рынка экопродукции. Являясь также членом рабочей группы по развитию рынка экологической продукции при Общественной Палате РФ, эксперт говорила о необходимости разработки экостандартов и развитии систем добровольных экологических сертификаций.

Продукт со знаком «эко»

Что понимается под словом «экопродукция»? Среди экспертов в области экологии есть некоторые разночтения в трактовке этого понятия. Существует так называемая промышленная или природоохранная экология. Это то, чем занимаются экологи на предприятии, когда рассчитываются выбросы, разрабатываются программы по экономии ресурсов, используются энергоэффективные и энергосберегающие технологии. Также существует экология со стороны потребителя, которая подразумевает экологическую безопасность товара или услуги для человека. И рынок экопродукции как раз формирует именно этот запрос – запрос потребителя.

Целостный подход в этом вопросе заключается в том, что продукция не только должна быть качественна и абсолютно безопасна для человека, но и предприятие должно быть заинтересовано в экологическом просвещении своих сотрудников. Проводя грамотную экологическую политику, предприятие становится экологически ответственным производством.

Кто формирует рынок экопродукции?

Основной запрос идёт от потребителя. Но чтобы позиционировать продукт в сегменте экопродукции и чтобы потребителю это было понятно, существуют системы экологической сертификации, экомаркировка и различные знаки соответствия, которые зачастую производители ставят самостоятельно. С развитием рынка экопродукции развивается и так называемый «гринвошинг», когда ставятся знаки, которые не подтверждаются никакими сертификатами, исследованиями. В этом случае важную роль играет экологическая сертификация, которая подтверждает то, о чём заявляет на своей упаковке производитель.

ГОСТы и ГМО

Существуют различные региональные знаки качества (Вологодское качество, Петровский продукт, Санкт-Петербургское качество и т.д.), которые подтверждают соответствие ГОСТам или ТУ. Сейчас в нашей стране разрешено производство и реализация ГМО, и ГОСТы в том числе не запрещают их использование. Также по ГОСТу не воспрещается использование наноматериалов, некоторых вредных для здоровья веществ (хлора, формальдегида). ГОСТ означает, что продукт соответствует определённому качеству, но конкретные, специальные критерии, разработанные на основе современных научных исследованиях в области экологической безопасности, описаны лишь в Стандартах систем экологических сертификаций.

Органическая сертификация

В европейских странах широко развиты системы органической сертификации. Раньше в Германии под производствами со знаком «bio» подразумевались небольшие домашние, семейные, фермерские хозяйства, где не использовались удобрения, пестициды, где учитывались лунные и солнечные фазы, время посадки и сбора урожая. Сейчас, конечно, ситуация кардинально поменялась: теперь эти небольшие хозяйства превратились в бескрайние поля, где работают различные механизмы, комбайны и т.д., но и в таких масштабах экопроизводители придерживаются определённых и довольно сложных критериев, которые заявлены в системе органической сертификации. Для России этот вопрос, конечно, перспективный и очень сложный. Поэтому говорить об этом в нашей стране пока рановато. Российский рынок экопродукции представлен в основном европейскими, австралийскими, американскими брендами.

Международный Альянс качества и экологической безопасности совместно с Системой добровольной сертификации «ЭнергоСтиль» занимаются поиском экологически ответственных производителей, которые уже начали формировать национальный рынок экопродукции.  Запрос со стороны потребителей указывает на то, что это направление деятельности сейчас перспективно и очень актуально, поэтому экопродукт нужно разрабатывать и выводить его в скором времени на российский рынок. 

Максим Фиронов, руководитель пресс-центра Международного Альянса качества и экологической безопасности и ГК «ЭнергоСтиль».