После публикации МИД Китая в годовщину специальной военной операции заявления, в котором выражена позиция Пекина в отношении политического урегулирования украинского кризиса из 12 пунктов, в девятом пункте четко выражена позиция по так называемой зерновой сделке, а именно, «содействие экспорту зерна в рамках Черноморской зерновой инициативы». Поскольку до сих пор немалое число читателей полагают, что речь здесь идет о нашем, российском зерне, надо четко сказать – в этом обсуждении рассматривается только украинские поставки зерна и других сельскохозяйственных грузов, которые заблокированы в ходе СВО и не могут поступать в полном объеме на мировой рынок. При обсуждении речь шла о портах Одесса, Черноморск и Южный. Для России в этом контексте важны условия поставок на мировой рынок, в первую очередь, удобрений и, конечно, иной сельскохозяйственной продукции.
Российское зерно, по-прежнему, поступает на мировой рынок в больших объемах и не в рамках «зерновой сделки», однако в 2022 году существенно изменились условия логистики и страхования, а также процесс фрахта морских судов. Таким образом, условия так называемой «зерновой сделки» очень важны для России, но, как видим, в другом ключе.
С экономической точки зрения, с точки зрения бизнес-процессов нам важно говорить именно о новых условиях мировой торговли российским продовольствием. Для наших участников продовольственного рынка она составила значительную цену. Кстати, благотворительные поставки российского зерна, о которых шла дискуссия в мировой прессе, в помощь «голодающим регионам» занимали раньше и занимают сегодня единицы процентов от общего объема. Это – к слову.
Прояснить ситуацию, понять прошлые (в перспективе 15-20 лет) и новые бизнес-реалии после начала СВО редакция попросила президента Российского зернового союза Аркадия Леонидовича Злочевского. Этот разговор состоялся в конце декабря 2022 года. Возможно, сегодня проявились некоторые новые детали. Но принципы не изменились.
- Аркадий Леонидович, рекордный урожай и зерновая сделка. Какого-то существенного экономического влияния на процессы зерновой сделки наш нынешний урожай не добавил?
- Никаких выигрышей у российского зернового рынка от «зерновой сделки» нет. Может быть с нашими удобрениями какой-то выигрыш и есть, но главное не в этом - мы открываем украинские поставки зерна для мирового рынка. Хотя Украина гораздо большую роль играет на рынке кукурузы, чем пшеницы.
(Для справки: В 2021 г. суммарный валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в Украине составил 85,68 млн тонн (на 32% больше, чем годом ранее), которые были собраны с 15,92 млн га (+4,1%) при урожайности 53,8 ц/га (+26,6%). Такие данные 22 февраля 2022 года озвучил Госстат. В частности, урожай пшеницы в 2021 г. оценивается в 32,08 млн тонн (+28,9%), ячменя – в 9,42 млн тонн (+23,3%), кукурузы – в 41,87 млн тонн (+38,2%).
Однако, в целом, на рынке кукурузы рулят американцы, у них урожай кукурузы на уровне 380 млн тонн. Как известно, в Украине был урожай зерновых более 80 млн тонн из которых половина ушла на корм. В 2022 году у них нет такого урожая. У нас в России рекорд в 2022 году 150 млн тонн, из них две трети пшеница, то есть порядка 100 млн тонн…
- Аркадий Леонидович, как я понимаю, сейчас главный вопрос не в урожае, а в его реализации на мировом рынке (о внутреннем рынке речи нет!). Точнее, в инструментах реализации. В первую очередь в страховании сделок и поставок?
- Во-первых, никакого российского агрострахования в экспортных продажах нет. И та страховка, которая оформляется по требованию покупателя, выглядит примерно также как история с сертификатами качества.
Почему нет российского страхования экспортных потоков? Потому что нет и наших сертификатов по качеству. Конечно, они у нас оформляются, поскольку без них фитосанитарный сертификат получить нельзя любому экспортеру, ему просто не дадут, если он не оформит его от ФГБУ «Центр оценки качества зерна», ну, или будут оформлять ему в положенные сроки, там, десять дней у нас прописано, а не за сутки, да… со всеми вытекающими. Судно будет стоять на простое на демерредж.
(Для справки: демерредж (англ. demurrage) - это штраф, взимаемый судоходной линией, за использования контейнеров сверх установленного свободного времени. Детеншен (англ. detention) - плата за сверхнормативное (свыше бесплатного времени) использование контейнера с момента вывоза его с грузом с территории порта по момент возврата порожнего контейнера в порт или на терминал),
И это обойдется гораздо дороже, чем сертификат получить, чем заплатить за ненужный никому сертификат качества нашего фгбу, но далее он выбрасывается немедленно после оформления, потому что по требованию покупателя там присутствует сертификат международного сюрвейера.
(Для справки: Сюрвейер - термин в страховании, обозначающий инспектора или агента страховщика, осуществляющего осмотр имущества, принимаемого на страхование. Оценщик страхового общества. По результатам работы сюрвейера страховая компания принимает решение о заключении договора страхования).
Примерно тоже самое и по требованию покупателя страховка нужна международная, признанная по лондонскому праву. Наши страховые компании не аккредитованы в мировых системах. Таким образом, нашу страховку покупатель на мировом рынке не принимает.
Все сто процентов наших отгрузов сопровождаются этими страховками. Это занимает время, это стоит денег. Сейчас страховка нам обходится существенно дороже, чем другим конкурентам. Это создано американцами, для них все это доступно и легко. Для нас и сужен перечень страховых компаний. И нам страховать зачастую приходится через какие-то… понятно, что не через российские… там, дубайские, швейцарские юрисдикции. Хотя у тех же страховых компаний, которые аккредитованы по лондонскому праву во всех системах страхования все легко.
- Возможно ли в перспективе российским страховщикам занять свою нишу на страховом мировом рынке?
- Конечно, нет ничего невозможного… Я на самом деле не беседовал с российскими страховщиками на эту тему, как они планируют, не планируют… Мы беседовали в свое время довольно много с нашими сюрвейерами, и в первую очередь, с ФГБУ «Центр оценки качества зерна» и с Россельхознадзором по поводу аккредитации у наших покупателей. Именно – у покупателей! Это намного проще, чем аккредитоваться в международных страховых системах.
Но в принципе в этом направлении до сих пор ничего не сделано. Там всего лишь надо, если, скажем, египетский государственный закупочный орган GASС иметь ввиду, всего лишь надо держать на депозите полмиллиона долларов у них на счету в качестве гарантии по аккредитации и, соответственно, подписаться под правилами, по которым они принимают товар, но до сих пор ничего не сделано… И не принимают GASС наши сертификаты, то же самое наши страховщики, они не аккредитованы, все возможности для аккредитации, наверное, есть и были в предыдущие времена, но никто ничего не сделал…
Мы много можем рассуждать на эти темы и есть даже параллель, например, такая же история с российским флагом по фрахту. Нет же судов под российским флагом, не ходят. Почему? Невыгодно. Никому. Включая российских судовладельцев. Все ходят под иностранными флагами. В Белизе каком-нибудь выгоднее флаг завести, чем в России. Это что, так рынок фрахта определил? Да нет, это мы такие правила сформировали. У нас чиновники рулят всеми этими процессами, создают барьеры, которые приводят потом к таким последствиям.
Но сейчас как раз прошла информация в отношении того, что в переговорные позиции включены на политическом уровне процессы перестраховки. Вроде бы как бы со стороны ООН предпринимались усилия и как бы достигнуты какие-то договоренности с Евросоюзом от ООН в отношении перестраховки и включения наших российских компаний в перестраховочный процесс. Подчеркну, все страховки международные компании заключают в обязательном порядке с перестраховкой.
Вроде бы мы должны были перестраховывать с помощью Российской национальной перестраховочной компании глобальные риски страховщикам. Но что-то там до конца так и не сложилось…
Западные компании ранее предоставляли перестраховочное покрытие российским страховщикам. Но полтора года этого нет. Как я уже сказал, ООН предпринимает усилия, чтобы эту проблему решить. И этот процесс идет как раз в рамках зерновой сделки. И пару дней назад вроде как ООНовцы договорились с европейцами. И открывают перестраховку для российских страховщиков…
- Где, в чем главные потери для наших поставщиков в рамках зернового экспорта?
- Сейчас это все проявляется в дисконте к нашей цене. Технически, собственно говоря, это не тормозит оформление экспорта. То есть это не занимает слишком много времени. Хотя на первом этапе это было очень серьезное препятствие, тупо тормозило время, и мы не могли поставить товар под погрузку, перестраховать его (все страхуется под погрузом). Тогда время играло очень важную роль, потому что судно шло на простой.
Сейчас все со свистом, оперативно. Но стоимость перестраховки выше, чем у конкурентов и это отражается в дисконте. Мы торгуем дешевле, чем конкуренты. У нас на входе сейчас цена 305-306 долларов, а те же французы или американцы по 338 продают… Вот такая вот ситуация - мы теряем на каждой тонне по 30 с лишним долларов. Из-за страховок, стоимости фрахта и прохождения платежей. Вот три основных тормоза, которые мешают нам работать.