По сути, банкротства общественного фонда не может быть никогда, если фонд не брал и не берет в долг у банков и партнеров, не ведет коммерческой деятельности, поскольку для этих целей существуют другие законные формы коммерческой активности. Когда мы обсуждали с учредителями (еще лет 20 назад), как будем себя вести в социуме и в экономике, то просто решили – все коммерческое не для наших целей, закрепленных в уставе фонда.
Это изначально очень важно понимать. Общественные фонды и другие некоммерческие организации – это не бизнес. Отсюда и вытекает возможность или невозможность банкротства юридического лица в форме некоммерческой организации.
Однако жизнь часто бывает сложнее наших рассуждений и намерений.
Я, к примеру, до сих пор являюсь президентом уже несколько лет неработающего общественного фонда. По сути, его также можно назвать банкротом.
Банкротом идеи. Лет двадцать я помогал нищим общеобразовательным школам. А в конце 90-х там даже на порошок и мыло денег не было, чтобы полы в коридорах помыть. И организовал практически один совершенно легальный и работоспособный общественный фонд, может быть, первым в России, куда добровольно люди понесли деньги. Просто они видели, куда идут деньги в моих ежемесячных письменных отчетах по каждому классу. Понесли! Добровольно! Я уже писал кое-что по этой теме - https://agroinno.ru/news/1447-pensioner-ubytochnyj-aktiv-gosudarstva.html
Тут критикам впору вспомнить что-то типа «золотых унитазов», но я вам скажу совершенно точно следующее – каковы президент фонда и директор школы, таков и фонд. У нас было без обмана. Выдавали материальную помощь учителям, что-то ремонтировали в здании школы. Кстати, в начале, мы абсолютно в соответствии с законодательством не платили никаких налогов. Через некоторое время кто-то в Госдуме РФ решил, что и с этих денег надо брать НДФЛ. И вот такая ситуация - по закону родители уже уплатили со своих зарплат НДФЛ, принесли свои деньги в школу, а с этих же денег надо еще раз брать НДФЛ. Умельцы!
Ну, талантов таких у нас в стране пруд-пруди. Пришел новый глава города и вскричал: «Как, какие фонды, на…! Чтоб все деньги понесли во внебюджетный фонд, в администрацию! А не то всех директоров уволю с волчьим билетом!», и фонд фактически прекратил существование. Кстати, использование средств внебюджетных фондов администраций – черная яма без особого регламента.
Алексей Сутурин.