Работодатели не спешат индексировать зарплаты, а сотрудникам не нужны детские новогодние подарки: противоречия в интересах компаний и специалистов
Мотивация труда в российских компаниях, в том числе в сельском хозяйстве, пищевой промышленности и в агропромышленном комплексе страны (может, сельхозмашиностроение несколько отличается в лучшую сторону в этом ряду), не всегда занимает первые места в планах топ-менеджеров и владельцев бизнеса. Считается, что есть задачи и поважнее. Но все же, как смотрят на работу компании топ-менеджеры и линейные специалисты, весьма интересно, в том числе и для социологов. Детали в статье, предложенной на партнерских началах PR-агентством COMUNICA от рекрутинговой компании Get experts:
Фото Алексея Сутурина (из архива, иллюстративное)
«Рекрутинговая компания Get experts представляет исследование, посвященное применяемым в российских компаниях мотивационным программам и их оценке работодателями и специалистами. В исследовании приняли участие 1485 профессионалов и 520 представителей работодателей из различных отраслей. 55% респондентов работают в российских компаниях, а 45% — в иностранных: европейских (23%), американских (8%), азиатских (4%) и ближневосточных (2%). Еще 8% компаний относятся к иностранным компаниям, в 2022 году ставшим российскими. 57% опрошенных работодателей представляют отечественные компании, и 43% — иностранные.
Методы материальной мотивации: мнение сотрудников
Наиболее важными для себя материальными методами мотивации специалисты называют белую заработную плату (67%), ее ежегодную индексацию (65%), наличие бонусной схемы, зависящей от показателей (49%), социальный пакет (48%), своевременную выплату зарплаты (40%) и возможность брать дополнительные проекты в рамках компании для дополнительного дохода (13%). О том, что материальная мотивация для них неважна, говорят только 2%.
Приоритеты, озвученные мужчинами и женщинами, различаются. Для мужчин наличие социального пакета не так важно, как для женщин (соответственно 36% и 57%), но они чаще упоминают своевременность оплаты труда (44% и 37%).
Полностью удовлетворены имеющимися в их компаниях программами мотивации 15% профессионалов, в целом удовлетворены 52%, не удовлетворены 33%. Основные причины неудовлетворенности — отсутствие ежегодной индексации зарплаты (44%), отсутствие бонусной схемы или непрозрачная бонусная схема (37%), отсутствие привязки размера оплаты труда к результатам работы специалиста или подразделения (36%) и отсутствие либо нерелевантность социального пакета (29%).
36% сотрудников говорят, что их доход в 2023 году не изменился, 14% стали зарабатывать меньше. У 50% зарплаты выросли за счет индексации (51%), смены места работы (32%) или карьерного роста внутри компании (17%).
Наиболее значимыми опциями в социальном пакете профессионалы чаще всего называли пункты, связанные с собственным здоровьем: медицинское страхование или компенсацию расходов на частные медицинские услуги, не входящие в страховку (63%), доплату по больничным листам до оклада или среднего заработка (46%) и расширенное медицинское страхование (страхование от онкологии, страхование родственников и т. п.).
Если сравнить перечисленные опции с тем, что респонденты указывали в ходе аналогичного исследования 2018 года, можно увидеть, что их приоритеты относительно соцпакета за пять лет изменились: в частности, оплата по больничным листам и расширенное медицинское страхование раньше вообще не фигурировали в списке важных опций.
Полностью удовлетворены своим соцпакетом 11% работников, в целом удовлетворены 52%, не удовлетворены 37%. Причины неудовлетворенности — отсутствие расширенного (36%) или обычного (26%) медицинского страхования, а также отсутствие льготной ипотеки, доплаты по больничным листам и компенсации йоги, фитнеса и бассейна (по 24%).
Среди опций социального пакета, от которых работники готовы отказаться, детские новогодние подарки и билеты на елки (36%), скидки на продукты и услуги компании (21%), оплата путевок в санатории и дома отдыха (20%), расширенная медицинская страховка для выезда за границу (19%) и негосударственное пенсионное страхование (19%). Интересно, что при этом мужчины реже, чем женщины, готовы отказаться от детских новогодних подарков (31% и 40% соответственно), негосударственного пенсионного страхования (16% и 21%), оплаты путевок (15% и 24%) и заметно чаще говорят об отказе от скидок на продукты и услуги компании (26% и 18%) и расширенной страховки для выезда за границу (25% и 14%).
У 73% опрошенных сотрудников объем социального пакета в 2023 году остался неизменным, у 19% он уменьшился, у 8% увеличился. Основные элементы соцпакета, за счет которых произошло увеличение либо уменьшение, — медицинское страхование (в т. ч. расширенное), страхование жизни, доплаты по больничному листу, компенсация расходов на питание и расходов на фитнес, йогу, бассейн и т. п.
Можно сказать, что в целом оценка профессионалами мотивационных программ и их приоритеты практически не изменились за последние 5 лет, общие тренды сохраняются, однако заметно больше внимания стало уделяться наиболее значимым для сотрудников факторам, на которых некоторые работодатели решили сэкономить.
Методы материальной мотивации: мнение работодателей
О сокращении бюджета, выделяемого на программы мотивации сотрудников, в 2023 году заявили только 26% работодателей: 11% оптимизировали расходы на программы и материальной, и нематериальной мотивации, 9% — только на материальную мотивацию, и 6% — только на нематериальную мотивацию. В 69% компаний говорят, что занимаются оценкой эффективности мотивационных программ. Для этого используют опросы сотрудников (43%), анализ производительности и качества работы (28%), сравнение показателей с другими компаниями своей отрасли (20%) и другие методы оценки (4%).
Самыми важными факторами материальной мотивации в компаниях считают белую зарплату (57%), ее своевременную выплату (43%), социальный пакет (41%), бонусную схему, зависящую от показателей (38%), ежегодную индексацию зарплаты (33%) и возможность брать дополнительные проекты в рамках компании (8%). 15% работодателей считают важными все перечисленные факторы.
Чаще всего компании включают в свой социальный пакет медицинское страхование (66%), оплату мобильной связи (51%), страхование жизни (40%), детские новогодние подарки и билеты на елки (38%), компенсацию расходов на питание или организацию питания сотрудников (34%), доплату по больничным листам до оклада или среднего заработка (32%), расширенную медицинскую страховку для выезда за границу (28%), специальные индивидуальные вознаграждения за верность компании, выслугу лет и другие достижения (26%), предоставление гаджетов (26%) и компенсацию расходов на такси или корпоративное такси (26%).
Точки возникновения конфликтов интересов компаний и работников
На 2-м месте по важности среди факторов материальной мотивации у сотрудников стоит ежегодная индексация зарплат (ее упомянули 65%), а на 5-м — своевременная оплата труда (40%). Работодатели же ставят своевременность выплаты зарплаты на 2-е место (43%), а ее ежегодную индексацию — только на 5-е (33%).
В приоритетах по социальному пакету тоже достаточно много различий. Вот опции, которые вошли в топ-10 интересов работников, но не так важны для компаний:
- доплата по больничному листу до оклада или среднего заработка: у работников 2-е место и 46%, у работодателей — 6-е и 32%;
- расширенное медицинское страхование — 3-е место и 42% и 11-е и 25% соответственно;
- компенсация фитнеса, йоги, бассейна и т. д. — 4-е (36%) и 13-е (23%) места;
- компенсация расходов на дополнительное профессиональное образование, языковые курсы — 6-е (31%) и 15-е (21%) места.
Единственная опция социального пакета, которую работодатели оценили существенно выше, — страхование жизни: у них она на 3-м месте с 40%, а у работников — на 10-м с 15%.
Опции, вошедшие в топ-10 приоритетов компаний, которые не настолько интересны работникам:
- оплата мобильной связи — 2-е место и 51% у работодателей и 11-е и 14% у работников;
- детские новогодние подарки и билеты на елки — 4-е (38%) и 28-е (1%) места;
- расширенная медицинская страховка для выезда за границу — 7-е (28%) и 16-е (9%) места;
- предоставление гаджетов — 9-е (26%) и 20-е (7%) места;
- корпоративное такси — 10-е (26%) и 21-е (6%) места.
«Наши исследования показывают, что медицинская страховка всегда стоит на первом месте у профессионалов в блоке материальной мотивации. В этом году в списке также появилась расширенная медицинская страховка. Скорее всего, запрос на расширение медстраховки связан с тем, что некоторые компании сократили объем услуг. У страховых появилась франшиза, которую теперь должен покрывать сотрудник, — говорит директор практик рекрутинговой компании Get experts Анна Михеева. — Потребность в компенсации спорта и затрат на дополнительное образование стала ниже, поскольку в последнее время профессионалы тратили много сил и времени на адаптацию к новым реалиям, что повысило загруженность, привело к переработкам. Времени на спорт и дополнительное образование просто не было. Менее трети (26%) работодателей сократили бюджеты на мотивационные программы в 2023 году. В частности, мы наблюдаем, что в тех компаниях, которые из международных стали российскими, соцпакет уменьшился».
О Get experts
Команда Get experts работает на российском рынке с 2009 года. Сначала она входила в состав британской рекрутинговой компании как ее российское подразделение (ООО Хейз Спешиалист Рекрутмент), но в июле 2022 года вышла из международной сети и сейчас продолжает работу под брендом Get experts.
Сегодня Get experts — это 100 консультантов с узкой экспертизой в своем направлении и широким нетворкингом, актуальная база кандидатов из более чем 150 000 профессионалов и более 1000 клиентов, многие из которых работают с командой Get experts не первый год. В фокусе экспертизы компании — подбор менеджеров высшего и среднего звена, экспертов на постоянные и временные проекты, проведение исследований и оценка рынка кандидатов и работодателей, обучение рекрутменту, карьерное консультирование. Сегодня компания ведет свою деятельность не только в России, но и в Узбекистане.