Agroinno.ru - агроновации и системные риски

06.04.2011 19:49

В первом квартале российские потребители почувствовали себя менее уверенно, чем в конце прошлого года, свидетельствуют данные Росстата. Впрочем, настроения жителей многих европейских стран были еще более минорными.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в первом квартале снизился на 3 процентных пункта, до минус 13%. В четвертом квартале 2010 года значение индекса составляло минус 10%.

В соответствии с данными Евростата, которые приводит российское статведомство, потребители из 16 стран ЕС в феврале чувствовали себя более неуверенно, чем жители РФ. Самое низкое значение индекса зафиксировано в Греции (минус 67,3%), Румынии (минус 46,3%) и Португалии (минус 45,1%). Значение индекса, близкое к российскому, отмечено в Чехии (минус 13,3%). Также в числе потребителей-пессимистов — жители Испании (минус 15,2%), Польши (минус 18,9%), Франции (минус 19,5%), Литвы (минус 22,7%), Словакии (минус 23,5%), Италии (минус 23,9%), Великобритании (минус 24,1%), Латвии (минус 24,4%), Словении (минус 26,3%), Венгрии (минус 28,5%), Кипра (минус 34,2%) и Болгарии (минус 36,3%).

Между тем, в девяти странах Евросоюза потребительские настроения были более позитивными, чем в РФ. Это Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Швеция и Эстония. Разброс индексов уверенности в этих государствах — от минус 0,7% в Эстонии до плюс 24,4% в Швеции.

Индекс потребительской уверенности рассчитывается Росстатом как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок. Как отмечается в сообщении статведомства, в первом квартале в наибольшей степени снизилась величина индексов ожидаемых и произошедших изменений в экономике страны и произошедших изменений личного материального положения за год.

Так, индекс ожидаемых изменений в экономике России на краткосрочную перспективу составил минус 5%, снизившись по сравнению с четвертым кварталом прошлого года на 4,5 процентного пункта. Ухудшение экономической ситуации в стране в течение следующих 12-ти месяцев прогнозирует 25% респондентов (в ноябре 2010 года — 22%). Положительных изменений в экономике ожидают 21% опрошенных против 24% в четвертом квартале прошлого года.

Индекс произошедших изменений в экономике России снизился на 5 процентных пунктов и в первом квартале составил минус 12% против минус 7% в ноябре. Доля респондентов, отрицательно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, составила 37% (33% — в четвертом квартале 2010 года), доля положительных оценок снизилась на 3 процентных пункта (с 23% до 20%).

Более пессимистично россияне начали смотреть и в свое личное финансовое будущее. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил минус 8%, что на 2 процентных пункта ниже уровня четвертого квартала (минус 6%). Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, составляет 13%. Ухудшение своего материального положения прогнозирует 23% респондентов. Более половины (53%) опрошенных считают, что их материальное положение за год не изменится.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении также снизился — на 4 процентных пункта, до минус 14%. Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, снизилась на 3 процентных пункта и составила 12% (в четвертом квартале 2010 года — 15%). Около 35% респондентов считают, что их материальное положение ухудшилось.

Все меньше наших соотечественников готовы тратить и откладывать деньги. Индекс благоприятности условий для крупных покупок и индекс благоприятности условий для сбережений снизились на 3 процентных пункта и составили соответственно минус 28% и минус 43%.

Росстат проводит опросы потребительского поведения населения в России ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре) с охватом 5 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах во всех субъектах РФ. Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Партнеры

logo generationS.png

 

 

 logo rvc031016

 

 

 

logo agritechnika

 

 

 

 96Rostselmash

 

 

 

 

 rus