Agroinno.ru - агроновации и системные риски

07.09.2016 10:07

Сегодня "Литературная газета" опубликовала интервью со Светланой Разворотневой, которое я делал специально для них. Материал прилично подсократили, поэтому вслед за Литературкой даю эту публикацию.

Реформа ЖКХ выставила на всеобщее обозрение весь комплекс социально-политических, мировоззренческих и этических проблем современной России. Проблемами ЖКХ в своих интересах активно пользуются разные политики, популисты и другие «эффективные» управленцы. Что касается граждан, однажды они увидели документ со своим именем, в котором написано, что они собственники жилья, но что это такое в реальной жизни, они совершенно не поняли. О том, что собственник, это постоянная ответственность за свое владение, пока в голове не очень-то укладывается. Хочется жить по сложившемуся за десятилетия укладу, а именно, мне все должны – государство, власть, сосед.

Но это еще полбеды. Емкость рынка ЖКХ исчисляется триллионами рублей, туда ринулись орды недобросовестных «топ-менеджеров», которые уже сильно погрели на этом рынке свои руки.

Пока не изменилось сознание граждан и социальных групп о проблемах ЖКХ будут говорить и говорить. Пока не устоялись понятные и прозрачные правила в системе ЖКХ, оно останется кормовым полем для жуликов. Но крайним все равно пока остается гражданин.

 

409715

 

Интервью со Светланой Викторовной Разворотневой, исполнительным директором некоммерческого партнерства «ЖКХ контроль», заместителем председателя Общественного совета Министерства строительства и ЖКХ РФ

"Светлана Викторовна, ход реформы ЖКХ в России вызывает множество вопросов. Прежде всего потому, что изменения в этой сфере, действительно, серьезные. К чему мы пришли сегодня?"

Мы никак не можем определиться – возвращаться в социализм или двигаться в «свободный рынок». Не можем решить – за что в ЖКХ отвечает государство, за что – бизнес, за что – собственники. Яркий пример – сфера управления многоквартирными домами, которая в зоне ответственности собственников. Именно они отвечают за надлежащее содержание общего имущества этого дома.

На деле все происходит по-другому. Наши граждане считают себя собственниками квартир, а вот за дом в целом отвечать не готовы. И их можно понять – свидетельств о праве собственности на чердаки и подвалы, другое имущество у них нет. К тому же привлекательное домовое имущество давно приватизировано или используется различными коммерческими структурами для собственной пользы.

Стать настоящими хозяевами людям мешает низкая культура ответственности. Большинство собственников не знают и знать не хотят о своих обязанностях, не ходят на собрания, не платят за содержание общедомовой собственности. И никакой ответственности не несут. В отличие, например, от стран Прибалтики, где за ненадлежащее содержание дома собственники квартир платят штраф.

Жилищный кодекс, принятый более 10 лет назад, изначально был очень либеральным документом. Однако в последниегоды мы наблюдаем процесс постоянного усиления роли государства в этой сфере. Государство требует от управляющих компаний досконально выполнять свои обязанности по содержанию дома, даже если собственники не платят тех денег, которые для этого необходимы.

Тарифы часто устанавливаются у нас по политическим, а не экономическим соображениям. Причем главным аргументом является не экономический расчет, а попытка избежать народного возмущения. Крайним в этом процессе остается бизнес, от которого требуют сделать работы на 100 рублей, даже если собственники заплатили им всего десять. Отсутствие четкой идеологии только усугубляет существующие проблемы.

"Значительному числу граждан не хватает сегодня даже на питание, не говоря уже о расходах на оплату ЖКХ. Что станет с тарифами завтра?"

Несколько лет назад государство перешло от регулирования тарифов к ограничению платежей за коммунальные услуги. На федеральном уровне устанавливаются пороги для каждого региона. При этом органам местного самоуправления дано право устанавливать дополнительные надбавки, о чем много писалось в СМИ.

Однако главный вопрос заключается не в относительной прибавке, а в тех базовых показателях, от которых она считается. Они могут в десятки раз различаться в пределах одного региона и даже муниципалитета.

И почему тарифы должны одномоментно расти по всей стране? Было бы гораздо правильнее, если бы решения о их повышении (или наоборот, о понижении) принимались индивидуально по каждому поставщику только после тщательного и публичного аудита и в привязке к результатам программы повышения качества ресурсов. На мой взгляд, в некоторых случаях тариф мог бы быть даже снижен.

"Светлана Викторовна, а кто осуществляет контроль ха происходящем в ЖКХ? К кому можно обратиться бедолаге-гражданину?"

Жилищный кодекс предусматривает существование государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Достаточно активно в последние годы развивается общественный жилищный контроль: советы домов, некоммерческие организации, общественные палаты и общественные советы. Интенсивно развивается сеть, созданная на основе региональных НКО, координацию которой осуществляет «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль», где я работаю.

В каждом регионе (за исключением Севастополя) действуют центры, которые осуществляют мониторинг правоприменительной практики в сфере ЖКХ, консультируют граждан по вопросам защиты их законных прав, ведут активную просветительскую работу. Каждый квартал туда обращаются свыше 8000 граждан, и многие получают конкретную помощь.

"По-прежнему для собственника чуть ли ни самое сложное – создать совет дома, а точнее, провести для этого общее собрание собственников жилья в многоквартирном доме. Реально ли это сделать в рамках закона?"

Все мы – заложники массовой приватизации.  В каждом доме появились десятки и сотни собственников, которые должны собраться и договориться между собой. При этом зачастую информация о владельцах собственности и тех квадратных метрах, которые как раз и учитываются при голосовании, оказывается фактически засекреченной. Получить ее можно в Росреестре, заплатив приличные деньги. Все это делает проведение собраний трудновыполнимой задачей.

По счастью, в последнее время в этом направлении произошли улучшения. Во-первых, появилась возможность проводить собрания в очно-заочной форме. Те, кто пришел на собрание лично – принимают решение на собрании, остальные голосуют путем заполнения опросного листа в течение определенного периода.

С июля 2016 года начала работу «ГИС ЖКХ», в рамках которой любое лицо, уполномоченное на проведение собрания, может бесплатно получить доступ к реестру собственников.

"Что может сегодня собственник сделать для грамотного и эффективного проведения капитального, а также текущего ремонта своего дома?"

Именно собственники на общем собрании принимают решение о проведении капитального ремонта. Это происходит и в тех домах, которые выбрали форму накопления в виде специального счета, и к тем, которые копят средства на счетах регионального оператора. На собрании утверждается перечень запланированных работ, их стоимость и выбирается уполномоченный, который в составе комиссии будет принимать объект.

Собственники вправе принять решение о проведении капитального ремонта и в более ранние сроки, если на их счете накоплено достаточно денег. Если даже денег недостаточно, а ремонтировать инженерные коммуникации или элементы зданий надо быстро, собственники могут принять решение о сборе или привлечении дополнительных средств.

Качество и объемы текущего ремонта также целиком зависят от собственников. С управляющей компанией должна быть заблаговременно проведена работа по осмотру дома, определению необходимых работ, расчету их стоимости.

"Сферу модернизации ветхих теплосетей, систем водоснабжения и водоотведения, повышение энергоэффективности всего дома можно, по-прежнему, считать черной дырой?"

Одной из самых серьезных проблем страны является крайняя изношенность коммунальной инфраструктуры. По некоторым оценкам она составляет около 70%. Это сказывается и на качестве коммунальных услуг, и на их стоимости. Ведь тарифы в России сравнительно ниже, чем в Европе и Америке, в странах с сопоставимым климатом. Однако наши платежи за потребляемые ресурсы выше, чем у них. Причина проста – мы платим за потери, неэффективное производство, воровство.

Минстрой РФ сегодня взял курс на модернизацию коммунальной инфраструктуры через внедрение концессий. Для того, чтобы стимулировать бизнес, принят ряд законов, по которым введены определенные гарантии для концессионеров. С 2016 года вводится трехлетний период планирования роста тарифов, государство выделяет средства для субсидирования процентных ставок по банковским кредитам. Однако число желающих вложить свои средства в модернизацию ЖКХ пока не так велико, как хотелось бы.

Есть объекты и территории, которые являются заведомо неприбыльными. Речь идет о системах водоснабжения и водоотведения в малых городах и сельских районах. Для таких территорий с 2016 года заработала программа государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», которая осуществляет софинансирование проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образованиях с населением до 250 тыс. человек. За два года в проекты планируется вложить около 10 миллиардов бюджетных средств. Однако после 2017 года Фонд прекращает свою работу, как будут финансироваться эти программы дальше – неизвестно.

По оценкам специалистов, только благодаря повышению энергоэффективности коммунальной инфраструктуры можно сократить плату за коммунальные ресурсы в 3 раза. Однако это дело у нас скорее экзотика, нежели практика.

Причин несколько. С одной стороны – инертность собственников, с другой – барьеры законодательства. Например, для того, чтобы заключить энергосервисный договор с компанией, которая займется утеплением фасадов, окон и дверей, поставить «умные» приборы учета, необходимо решение 100 % собственников! В нынешних условиях результат почти недостижимый!

Чтобы описать хотя бы вкратце все острые проблемы жилищно-коммунального хозяйства, нужна, как минимум, неделя непрерывного разговора. Мы затронули самые горячие. Что касается психологии восприятия собственности, ее формирование займет годы или десятилетия жизни по правилам. Поэтому сегодня привычка жить по правилам в ЖКХ, самое лучшее, что может придумать власть, государство и общество. Да, и самое главное – правила обязательно должны быть понятными и прозрачными. И очень долго!

Беседу вёл Алексей СУТУРИН