Agroinno.ru - агроновации и системные риски

03.07.2017 20:02

Что нужно учесть при реформе аудиторской отрасли: все оценки рисков и точки зрения участников рынка

 

gradient alpha51

 

Буквально на днях прошла информация о выводе иностранными инвесторами за четыре месяца из российских акций $1,6 млрд – максимальном оттоке за последние три с половиной года. «Ъ» утверждает, что причиной тому геополитика и корпоративные конфликты. Есть и другие причины, любой эксперт назовет еще десяток. Я считаю, что главная - в тотальном недоверии. Друг к другу. Государства к бизнесу. Бизнеса к государству. Граждан к чиновнику. Молодых к ветеранам. И так далее.

Мы – общество тотального недоверия. Еще бы! Достаточно вспомнить ваучерную приватизацию. Или обещание государства не кошмарить бизнес…

На волне всеобщего недоверия мы ищем пути выхода из кризиса реальной экономики, хотим возродить или создать новую промышленность, стремимся к индустрии 4.0 и цифровой экономике, вбухиваем миллиарды в поддержку инноваций и стартапов от малого бизнеса. Но все же что-то никак не получается найти главное звено и вытащить всю цепь. И это, действительно, здорово, что мы ищем. Каждый в своей области и в целом в стране.

Реформа. Мы постоянно живем в пространстве реформ, кстати, очень умных. И хорошо, если у нас все получится. Каждая из реформ, профессиональных, отраслевых заслуживает отдельного разговора. Как утверждают, не за горами реформа аудиторской отрасли. Обратимся к профессионалам, которые на днях обсудили эту тему в стенах особняка «Деловой России». Организатором встречи выступила АКГ «Градиент Альфа».

 Пресс-служба компании пишет:

«Накануне очередного витка реформ аудиторской отрасли профильному комитету «Деловой России» (возглавляет руководитель АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин) удалось собрать за одним круглым столом всех участников этих преобразований. Экспертными мнениями обменялись аудиторы, представители их действующего и будущего регуляторов (Минфин и ЦБ), законодатели, а также сам бизнес, за который некоторые пытаются решить, что ему нужно и что не нужно.

Обсуждение «Что нужно учесть при реформе аудиторской отрасли» организовали подкомитет «Деловой России» по аудиторской деятельности (АКГ «Градиент Альфа» создала этот подкомитет в 2013 году), а также Комитет «Деловой России» по финансовым услугам (председатель – член Генерального совета «Деловой России» Галина Изотова).

Напомним, что в правительстве РФ решили передать функции регулирования, надзора и контроля за деятельностью аудиторов от Минфина Банку России. Пока будущий регулятор не внёс на рассмотрение законодателей соответствующий законопроект в окончательной редакции. Идёт обмен мнениями и замечаниями. Круглый стол «Что нужно учесть при реформе аудиторской отрасли», который состоялся в «Деловой России» в пятницу, 30 июня, стал площадкой для «сверки часов» перед тем, как в осеннюю сессию в Госдуму поступит документ по реформе аудиторского рынка, как обещает ЦБ».

Кроме этого анонса пресс-служба постаралась структурировать событие и выстроить логическую цепочку, представив мнения всех сторон:

«Цель – очистить рынок

Перед стартом дискуссии руководитель «Градиент Альфа» Павел Гагарин не стал скрывать ключевую задачу будущей реформы – зачистка рынка от недобросовестных участников.

- Конечно, это пугает, - отметил во вступительном слове сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. - Я сам проработал 14 лет в Администрации Президента и знаю, какое это страшное слово – реформа. Бизнес разрушается, а у чиновников зуд и раж – побыстрее отчитаться, жирную галочку поставить, а иногда – и звёздочку на погоны получить. Мы призываем регулятора раскрыть как можно больше информации, чтобы в процессе реформы взаимно обучиться и ему, и аудиторам.

- В России 26 тысяч аттестованных аудиторов и около 5 тысяч аудиторских компаний. В среднем, получается по 5 человек в компании, - отметил Павел Гагарин. -  Очевидно, что множество компаний аудиторскими не являются по сути – это незаконные фирмы-однодневки, которые дискредитируют профессию, занимаются ценовым демпингом и разрушают рынок. Ведь другие вынуждены выбирать – либо снижать цены в ущерб качеству, либо держать цены и рисковать не выдержать конкуренцию по цене с такими игроками. Мы видим, насколько эффективно Банк России может наводить порядок в других финансовых секторах. Но предложения ЦБ нуждаются в корректировке и доработке. Размер газонокосилки не должен быть размером с поляну».

Конкретные предложения

Конкретные предложения озвучила руководитель Департамента аудита АКГ «Градиент Альфа» Татьяна Ильинова.

- В критериях обязательного аудита целесообразно сохранить показатели превышения объема выручки и суммы активов бухгалтерского баланса, - считает Татьяна Ильинова. - В настоящее время под обязательный аудит попадают компании с объемом выручки свыше 400 млн. руб. в год и активами баланса свыше 60 млн. руб. в год. Также все компании в форме акционерного общества. ЦБ предлагает исключить эти пороги и критерии, но такой шаг выведет из-под обязательного аудита более 75% бизнеса. При этом именно через обязательный аудит бизнес получает возможность оценить и предотвратить налоговые риски, негативные правовые последствия сделок, непродуманные управленческие решения, неправомерные претензии контрольно-надзорных органов, отъем бизнеса. Отмена этих порогов и критериев приведет к монополизации рынка аудита, 80-90% добросовестных аудиторских компаний и высококвалифицированных аудиторов исчезнут.

Также профессиональное сообщество предлагает сохранить минимальную численность аудиторской организации (три аудитора) и оставить только международные стандарты аудита в качестве критериев для оценки отчётности (ЦБ подумывает о своих). Кроме того, аудиторы хотят оставить за собой право контроля за работой коллег – через саморегулируемые организации (ЦБ планирует новую надзорную надстройку).

Председатель правления саморегулируемой организации «Российский союз аудиторов» Людмила Козлова дополнила список замечаний коллег:

- Предложение ЦБ об обязательном страховании ответственности считаем избыточным, а также просим ЦБ оставить норму об обязательном аудите, иначе по множеству компаний возрастут риски для инвесторов и для государства». Есть опасения и насчёт того, как ЦБ будет определять долю рынка для каждой аудиторской фирмы.

Слово от законодателей

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков прокомментировал наиболее существенные болевые точки:

- По поводу обязательного и необязательного аудита. Владельцы малого и среднего бизнеса жалуются мне, что аудируют отчётность только для того, чтобы выполнить требования законодательства. А потом кладут документ на полку. Это пустые, никому не нужные затраты. Мы готовы рассмотреть разумные пороги по выручке – кому аудит обязателен, кому – нет.

Такая же позиция у депутата и в отношении общественных фондов (предложениями ЦБ им разрешается не проводить аудит). Некоторые небольшие фонды не столь социально значимы, а потому, возможно, их стоит освободить от аудита, полагает Аксаков. СРО – как миссию по контролю первого уровня – он считает разумной оставить.

- Но одновременно нужно усилить и ответственность СРО. Никакой мягкотелости к своим членам, никаких поблажек, – подчеркнул Анатолий Аксаков, добавив, что идея со страхованием ответственности ему нравится.

 

gradient alpha11

 

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлёв дополнил слова коллеги предложениями по установлению двухуровневой системы на аудиторском рынке по аналогии с универсальными и базовыми банковскими лицензиями:

- Если аудиторская компания хочет работать с крупными заказчиками, то, возможно, стоит для неё ввести прямое лицензирование. Если же речь идёт о небольших предприятиях, то вместо лицензий возможно следует оставить только контроль со стороны СРО.

Ни в Госдуму, ни в Совет Федерации официальные предложения от ЦБ ещё не поступали и вряд ли поступят до конца весенней сессии парламента. Анатолий Аксаков заверил аудиторов, что осенью он будет встречаться с ними, обсуждать, искать компромисс.

Аудиторы предложили создать для этого рабочую группу.

- Можно. Но только это должен быть небольшой круг исключительно профессионалов. У меня в кабинете помещается не более 10 человек. Вот такой состав, не больше, - отреагировал депутат.

Полномочия государства нужно зафиксировать

Совсем нетривиальный взгляд на реформу озвучил Алексей Руф, председатель совета по общественному надзору за развитием бухгалтерского учёта, бухгалтерской отчётности, организацией государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности в РФ. С горечью вспомнив, что реформа индустрии не прекращается всю его профессиональную карьеру, а это три десятилетия, Руф призвал раз и навсегда закрепить за государством функции контроля, иначе оно заберёт у бизнеса в буквальном смысле всё.

- Товарищ Гагарин, моё выступление не будет плачем Ярославны, заверяю вас, - обратился Алексей Руф к модератору круглого стола. -  Помните указ президента от 2003 года? Президент тогда понял, что все умные ушли в бизнес, а функция контроля у государства осталась. И тогда президент сказал, что вмешательство государства в бизнес нужно ограничить. Зафиксировать стакан полномочий. Раз они профессионалы, то пусть сами себя и регулируют – такой был посыл путинского указа. А в результате? А в результате про указ забыли, государство перетянуло одеяло на себя.

Метафоры Руфа были, что называется, не в бровь, а в глаз.

Аудитор не ждёт, что с переходом под кураторство ЦБ его коллеги обретут счастье.

- У государства нет заинтересованности в достоверной отчётности. Неужели она появится у ЦБ? - засомневался Руф.

- Да, это не плач. Это смех Ярославны, - заключил Гагарин, выслушав Руфа.

От реформы регулирования – к реформе развития

Президент рейтингового агентства «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков продолжил тему невмешательства государства в рынок:

- Любая реформа у нас получается реформой регулирования, а хотелось бы сделать, наконец, реформу развития. Я бы наложил мораторий на любые изменения в регулировании года на три, а то и больше. Одновременно закручивать гайки и предлагать кусок хлеба не получится.

В «Эксперт РА», по его словам, давно «зачистили» рынок аудиторов от фирм-пустышек своими методами:

- Когда мы присваиваем рейтинг какой-либо компании, мы внимательно смотрим на фирму, которая её аудировала. И если по нашим критериям аудиторы доверия не заслуживают, мы дисконтируем все показатели, выставляя рейтинг.

Версия регулятора

После столь мощной артподготовки слово дали представителю ЦБ.

- Наша рабочая версия по поводу обязательного аудита следующая. Предприятие подлежит обязательному аудиту, если оно соответствует любому из трёх критериев. Либо объём выручки превышает 800 млн рублей. Либо сумма активов по балансу выше 400 млн рублей. Либо в компании трудятся более ста человек. Мы не хотим создавать спрос на профессию требованиями федерального закона. Аудиторское заключение должно нести в себе содержательную сущность и быть востребованным рынком, - считает Виктория Степаненко, заместитель руководителя департамента корпоративных отношений Банка России.

Что касается количества аудиторов в фирме, то регулятор рассматривает вариант, когда из 12 человек лишь у трёх есть обязательный аттестат. Но и этот момент обсуждается, заверила Степаненко. Она также успокоила собравшихся, что нет цели запретить аудиторам совмещать несколько работ одновременно.

- Но должно быть, как минимум, три специалиста в компании по основному месту работы, - уточнила она.

В ЦБ хотят, чтобы аудиторские фирмы были достаточно крупными, поскольку хорошие специалисты не могут стоить дёшево, а технологичные решения стоят своих немалых денег, которых нет у малого бизнеса. Иначе как обеспечить высокие стандарты качества оценки? В ЦБ рассчитывают летом провести ряд встреч с аудиторами в регионах, чтобы к осени законопроект был готов к отправке в Госдуму.

И версия бизнеса

Создавая хорошие условия для бизнеса, представителей бизнеса, по российской традиции, не спрашивают. Это так, но только не в случае с круглым столом подкомитета по аудиторской деятельности «Деловой России».

Заместитель генерального директора по экономике и финансам компании «Фармфорвард» Илья Попов считает, что отмена обязательного аудита выльется в ухудшение деловой среды:

- Более того, если нормы, о которых мы услышали, попадут в закон, это взвинтит наши издержки. Нам ничего не останется, кроме как набирать в свой штат сертифицированных аудиторов. А ещё мы опасаемся, что снижение конкуренции неизбежно приведёт к удорожанию услуг.

Попов поделился с собравшимися статистикой, согласно которой из-за сомнительной отчётности и аудита только российские фармацевтические компании потеряли в прошлом году $1,2 млрд – именно в такую сумму оцениваются недополученные контракты.

- Мы ждём от вас повышения качества услуг, - обратился Илья Попов к аудиторам. - Готовы платить больше, но за высокий уровень. Потому что сейчас это рынок клиента – за деньги можно купить любое заключение. И это относится не только к мелким аудиторским компаниям. В «большой четвёрке» ситуация та же. Если вы не энергетик и не нефтяник, то вам светит, в лучшем случае, шаблонное заключение. К вам пришлют «пионеров» со степенью MBA, но реальной помощи в ведении бизнеса вы от них не получите.

Управляющий партнёр Management Development Group Дмитрий Потапенко пошёл ещё дальше, не стесняясь в выражениях и называя вещи своими именами:

- Ребята-аудиторы, вы забываете, для чего вы нам нужны. А вы нам нужны для двух целей: либо получить деньги, либо не потерять их. Затевая реформу, нужно целиться не в аудиторскую отрасль, а, чтобы возникла причинно-следственная связь – благодаря аудиторам не потерять бизнесу деньги. Чтобы была возможность использовать аудит в качестве инструмента судебной защиты. А если хотите обязать всех проводить аудит, то, хорошо, мы будем покупать его. У своей аудиторской компании. Мы же все взрослые люди, и у каждого из нас в кармане печатей, как у дурня фантиков. Но не нужно рынок наводнять пустыми печатями. Так что цельтесь выше, почистите рынок от себя любимых. Если вы не сделаете этого сами, то государство сделает это за вас.

Подводя итоги круглого стола, член Генерального совета, председатель Комитета по финансовым услугам «Деловой России» Галина Изотова пообещала, что предложения и замечания участников будут переданы в ЦБ, Минфин, Госдуму и Совет Федерации».

Для справки:

Предложения подкомитета «Деловой России» по аудиторской деятельности к проекту поправок Банка России в Федеральный закон №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Подкомитет «Деловой России» по аудиторской деятельности считает целесообразным внести свои замечания к Предложениям Банка России о внесении изменений в Федеральный закон №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Предложения ЦБ) с целью усовершенствовать инициативы ЦБ:

  1. В критериях обязательного аудита необходимо сохранить показатели превышения объема выручки и суммы активов бухгалтерского баланса. (В настоящее время под обязательный аудит попадают компании с объемом выручки свыше 400 млн. руб. в год и активами баланса свыше 60 млн. руб. в год.)

Исключение данных критериев обязательного аудита приведет к:

  • полному выведению из-под обязательного аудита существенной части бизнеса в России (около 75%);
  • увеличению риска предоставления недостоверной отчетности и нарушению прав и законных интересов пользователей проаудируемой бухгалтерской отчетности (органы статистики с передачей данных в органы исполнительной власти для подготовки бюджетов; инвесторы; акционеры; кредитные учреждения; население);
  • монополизации рынка аудита, исключению из числа субъектов аудиторской деятельности порядка 80-90% добросовестных аудиторских компаний и высококвалифицированных аудиторов;
  • противоречию достижению основной цели, сформулированной в Поручении Президента Российской Федерации В.В. Путина от 19.12.2015г. № Пр-2629 - «повышение роли института аудита бухгалтерской отчётности в общенациональной системе финансового контроля», а также задачам, определенным в указанном Поручении по формированию условий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных аудиторов.

Кроме того, в настоящее время именно через необходимость проведения обязательного аудита бизнес получает возможность оценить и предотвратить налоговые и другие риски, негативные правовые последствия сделок, не до конца продуманные управленческие решения. В случае освобождения от обязательного аудита большей части бизнеса предприниматели останутся один на один с налоговыми, правоохранительными, контрольно-надзорными и прочими государственными структурами, рисками их неправомерных претензий и необоснованных штрафов, угрозами недружественных слияний и поглощений и отъема бизнеса.

  1. Необходимо сохранить действующее требование к проведению обязательного аудита для непубличных акционерных обществ.

Так как, в дополнение ко всему вышесказанному, отмена обязательного аудита для непубличных акционерных обществ окажет отрицательное влияние на защищенность прав миноритарных акционеров.

  1. Необходимо сохранить действующее ограничение Федерального закона № 307-ФЗ в отношении минимальной численности аудиторской организации – три аудитора. Что касается минимальной численности аудиторов для аудита общественно значимых хозяйствующих субъектов (ОЗХС), то ее целесообразно определять, исходя из требований международных стандартов аудита, действующих на территории России, и реального наличия аудиторов с единым аттестатом в регионах России.

Предложения ЦБ предусматривают допуск аудиторской организации к проведению обязательного аудита при штатной численности не менее 3 аудиторов (без учета совместителей). Для проверки ОЗХС в штате должно быть не менее 12 аудиторов. Кроме того, необходимо наличие многолетнего опыта (от 5 лет) проведения аудита по определенным видам деятельности.

Данные требования:

  • создают для большинства участников аудиторского рынка России дискриминационные условия, противоречат развитию и поддержке малого и среднего бизнеса, монополизируют рынок;
  • в 25 субъектах Российской Федерации количество аудиторов с единым аттестатом не превышает 12 человек, в 16 из них – не более четырех таких аудиторов, в семи из них – не более двух. В случае вступления поправок ЦБ в силу потребители аудиторских услуг данных регионов будут вынуждены обращаться за аудитом к ограниченному кругу аудиторских компаний из более крупных регионов, что приведет к существенному увеличению стоимости аудита, не обусловленному повышением качества услуг.
  1. Необходимо привести в соответствие новый порядок квалификации отчетности Банком России и порядок действий аудитора в части подтверждения данной отчётности аудиторским заключением к единому формату, установив единые требования в соответствии с международными стандартами аудита (МСА).

В Предложениях ЦБ полномочия по определению «недостоверности» бухгалтерской отчетности в полной мере возложены на Банк России. При этом критерии определения недостоверности отчетности Банком России не раскрыты, обязанность руководствоваться международными стандартами аудита не предусмотрена. На практике это может привести к достоверности отчетности по международным стандартам аудита и одновременно недостоверности этой же отчетности по внутренним критериям Банка России.

  1. Считаем важным оставить за профессиональным сообществом аудиторов (СРО) возможность контролировать свою деятельность, сохраняя тем самым принцип саморегулирования аудита.

Запрет членам СРО осуществлять контроль качества работы аудиторов, предусмотренный Предложениями ЦБ, противоречит основным принципам саморегулирования, заложенным Федеральным законом №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», предполагающим самостоятельный контроль и ответственность аудиторов как членов СРО за деятельность отдельных его представителей.

 П.А. Гагарин, руководитель подкомитета «Деловой России» по аудиторской деятельности.