Agroinno.ru - агроновации и системные риски

14.12.2019 13:18

«Объем рынка нанотехнологий в РФ по итогам года может превысить два трлн рублей», — Андрей Свинаренко на Конгрессе предприятий наноиндустрии

chubajis12 2017

Не надо думать, что наноиндустрия, это только то, что организационно связано с РОСНАНО и его ФИОП, рынок НАНО существенно шире – и практически, и потенциально. Вот, к примеру, недавнее сообщение (по моей оценке, такие технологические новости, не связанные напрямую с РОСНАНО, появляются каждую неделю этого года): «Красноярские ученые впервые исследовали поведение наночастиц ксантогената свинца во время обогащения руды методом пенной флотации. Выяснилось, что эффективность процесса зависит от соотношения калийной соли и нитрата свинца. Результаты работы, которая опубликована в журнале ACS Omega, помогут повысить продуктивность извлечения полезных ископаемых из труднообогатимых руд».

Доверие к НАНО, куда вкладывают миллиарды инвестиций, растет и переходит от презрительного раздражения к искреннему изумлению. НАНО – это то, что когда-то пропустила наша цивилизация в связи с ядерными разработками, увлекшись атомными проектами. НАНО в микромире занимает место между клеткой и ядром. Не для ученых, а для общества возможности НАНО оказались поразительными в прямом смысле этого слова.

Доверие к НАНО растет, а, вот, доверие к РОСНАНО – не очень. Вспоминается отчет Анатолия Чубайса, на презентации которого я был и который вызвал шквал критики в обществе. Почему, вроде понятно. Но за словами осталось еще кое-что.

Поговорим об институтах. Или, точнее, об институциональной экономике. Ну, к примеру, какими должны (хотелось бы) быть суды, никому объяснять не надо. Независимыми. Каким должен быть институт выборов? Честным. Институтов немало. И все нам нужны. В середине нулевых власть начала создавать «институты развития Российской Федерации», среди них Российская венчурная компания, РОСНАНО, Внешэкономбанк и так далее. Причислять себя к этой форме экономической активности принялись многие.

На мой взгляд, чтобы понять, каковы результаты, надо ответить на два вопроса: 1) что реально создано? б) какими путями это создавалось? Казалось бы, к чему эти очевидные вопросы… А, чтобы не выплеснуть с водою ребенка в процессе оценки.

Так уж сложилось, что в социуме к институтам развития Российской Федерации относятся в большей степени как к технологическим компаниям, что вообще-то справедливо. РОСНАНО, Российская венчурная компания, Внешэкономбанк, Сколково строят и развивают сектора экономики в русле своих профессиональных компетенций, но их лица и имидж настолько разные, что впору на некоторые рисовать социально-политические карикатуры. И это понятно.

По емкому определению Глеба Павловского, представлять которого нет необходимости, то, где мы живем, работаем, а часто выживаем, называется «Система РФ», а управляет ей некая конструкция, в которой взаимодействуют, а чаще противоборствуют две недружественные группировки.

Однако в России столько различных социальных групп и «клубов по интересам», что делить ее, как принято, на две противоборствующие стороны не имеет большого смысла при рассмотрении реального социально-экономического развития страны и регионов. Но и рассматривать противоборство двух группировок и результаты их «инноваций» давно уже не особо хочется. Если бы не это событие, которое не выходит из моей головы: пресс-конференция Анатолия Чубайса, которая прошла в ИТАР-ТАСС 22 марта 2019 года.

chubaijs 22.03.2019

chubaijs 22.03.2019 itar tass

rosnano alfimov

rosnano eksport

Вспомним о том, о чем мало говорили в публичном пространстве. Итак, открывая ее, либеральный экономист объявил о том, что РОСНАНО подводит итоги не только 2018 года, но и всего времени его деятельности. Хотя, конечно, ни либеральной экономики, ни либеральных экономистов в России нет. Все сложнее.

Итак, Анатолий Чубайс объявил о том, что РОСНАНО отдало свой долг России и за десять лет портфельные компании Группы РОСНАНО перечислили в бюджеты разных уровней 132,4 млрд рублей, что превышает имущественный вклад государства при создании Группы (он оценивается в 130 млрд рублей).

- Формально мы были созданы в 2007 году, - начал свое вступление Анатолий Чубайс, - но как вы понимаете, создание и начало реальных инвестиций по времени разорваны, и в первые проекты компания РОСНАНО начала инвестировать в 2008 году. Это означает, что, подводя итоги 2018-го мы одновременно подводим итоги десятилетия, а еще точнее – итоги всей работы нашей компании. У нас закончился аудит, и мы получили итоги, официально одобренные нашим аудитором по международной системе финансовой отчетности. Чистая прибыль по итогам 2018 года 5,6 млрд рублей. Наша позиция заплатить 550 млрд рублей дивидендов. Это цифра рекордная. В 2018 году мы впервые на один рубль наших инвестиций привлекли три рубля инвестиций наших партнеров. Мы начинали с пропорции один к одному, потом один к двум, а в прошлом году создан фонд с пропорцией один к трем, и мы надеемся на продолжение и наращивание этого плеча.

Теперь посмотрим на результат за десять лет в целом и сопоставим их с затратами. 132,4 млрд возвращены, но заводы продолжают работать и делать отчисления в бюджет. Чем дольше они просуществуют, тем больше будет вклад в бюджет.

Таких заводов за весь период с участием РОСНАНО построено 97 в 37 регионах РФ. Они работают, производят продукцию. Общий объем продаж их продукции, что называется, наших портфельных компаний, составил 1 трлн 760 млрд рублей. В этих компаниях на сегодня работают 39 тысяч человек, это хайтековские рабочие места.

rosnano finans

rosnano tepluchin

rosnano trapeznikov

rosnano vichod

И еще об одной цифре хочу сказать, - продолжал Анатолий Чубайс – 42,5 млрд рублей. Это затраты на науку. Это не затраты РОСНАНО на науку. Идея РОСНАНО и всей бизнес-схемы долгосрочна. Мы не расходуем деньги на науку, но мы создаем предприятия, которые по своей природе являются высоко наукоемкими. Они не могут долго существовать, если не обновляют технологию и другие составляющие производства. Если этого не делать, то через три-пять лет ты просто вылетаешь из бизнеса. Так вот, 42,5 млрд – это затраты предприятий на НИИОКР.

Как ни парадоксально, доля расходов в РФ на науку бюджетная довольно высокая, по-моему, чуть-чуть выше, чем один процент, а в целом по финансированию науки мы сильно отстаем от мира, 50 или 60 место. Почему? Потому что бизнес не финансирует науку. Это не частная проблема, это системная, фундаментальная проблема. Эта цифра показывает, что построенные нами заводы, а мы их не заставляем, финансируют науку, потому что без этого невозможно этот бизнес поддерживать. И еще, кстати, эта цифра сравнима с 50-процентным годовым финансированием Академии наук. Понятно, что и дальше это финансирование будет продолжаться.

На сегодняшний день у нас 50 выходов из проектов, за 18-й год – 15. И средняя доходность по всем завершенным проектам составила 16,4 процента.

Еще один параметр – экспорт. Мы считаем, что наша работа направлена не только на импортозамещение, но и то, что предприятия не замыкаются на внутренний рынок, а что еще более важно, работают на выход на экспорт, и это означает, что они по сути дела находятся на мировом уровне. Здесь важно соотношение общего объема продаж и экспорта из построенных нами проектных компаний. Общий объем экспорта в прошлом году – 68 млрд рублей. К сожалению, чуть-чуть опустился по отношению к 17-му году, был небольшой спад, но мы абсолютно уверены, что в 19-20 годах будет рост. Тем более, мы хорошо понимаем, что среди тех, кто экспорт обеспечил, есть компании без преувеличения – лидеры мирового рынка.

Тут Анатолий Чубайс добавил всем известной конкретики, но которая, на мой взгляд, еще не в полной мере оценена обществом:

- Приведу два примера, - говорил он. - Монокристалл, искусственные сапфиры. Если я правильно помню последние цифры, то уровень Монокристалла на мировом рынке сапфиров превышает 40 процентов. Пользуясь айфоном, другими гаджетами многие не знают, что важные части этих устройств изготовлены в России на предприятии Монокристалл. Честно говоря, наша роль там не очень большая, с большим уважением к ним отношусь, скромно сидят ребята в Ставрополе, держат мировой рынок сапфиров… прошли через кризис на мировом рынке сапфиров четыре года назад…

Еще один пример такого же класса – это одностенные углеродные нанотрубки. Здесь мы ежегодно увеличиваем… неправильно сказал - удваиваем объем продаж, начинали с двух тонн всего, а в прошлом году мы произвели около двенадцати тонн. В конце года ввели новый реактор 50-тонный, будем продолжать наращивать объемы, что означает, что сегодня по этому виду продукта… а продукт имеет колоссальное значение для всего материального производства в мире… вот по этому виду продукта Россия сегодня держит 95-97 процентов мирового рынка. Конкуренты сильно от нас отстали, по нашим оценкам – на несколько лет. Это пример одного нашего успешного экспортного проекта.

Еще один параметр, о котором я всегда говорю на наших пресс-конференциях по итогам года, это еще один способ измерения соотношения затрат и результата. Хитро изложено, но на самом деле все очень просто. Что нарисовано на этом графике? Есть с одной стороны совокупность затрат с нашей стороны, с другой стороны есть справедливая стоимость по всем проектам, которыми мы управляем и есть чистые деньги, которые мы получаем. Первое со вторым осмысленно сопоставлено. Сколько продали и сколько стоят твои активы, которые ты создал вместе с полученным за год. Как вы видите, в 13-м году мы отставали, отставали серьезно, на 32,7 млрд меньше… потом до 21, потом до 4, потом плюс впервые… а по итогам 18 года плюс 19,5 млрд рублей. Мы считаем, этот результат важен сам по себе, и еще более важна сама ликвидация разрыва, она показывает, что мы движемся правильно.

И, вот, 28 ноября 2019 г. в Москве состоялся Конгресс предприятий наноиндустрии «Encouragement to Growth: поддержка прорывных компаний — дело общее». И неожиданно для меня давний технологический партнер Анатолия Чубайса поименовал, наконец, главное, что разрушает нашу экономику, общество, страну, государство - отсутствие доверия.

Кстати говоря, это очередное событие в области НАНО также, как и предыдущие и подобные было нацелено на поиски понимания и доверия в общественном сознании, а не только для обозначения определенных этапов и их результатов.

Хотя и это тоже. Ведущими спикерами Конгресса наряду с генеральным директором Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Андреем Свинаренко стали генеральный директор Фонда содействия инновациям Сергей Поляков, генеральный директор «РВК» Александр Повалко, вице-президент Сколтеха Алексей Пономарев, вице-президент ВЭБ РФ Михаил Голанд, заместитель руководителя Проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации» Аналитического центра при Правительстве РФ Сергей Лещенко и генеральный директор «Сколково — венчурные инвестиции» Владимир Сакович.

Руководитель ФИОП Андрей Свинаренко уверен, что значительные проблемы инновационного бизнеса вытекают из дефицита доверия между компаниями, институтами развития и крупными корпорациями. По его мнению, инновации должны продвигаться не за счет нормативных документов правительства, а благодаря экономической эффективности. У стартапа должно быть технологическое решение, которое дает бизнесу очевидное преимущество.

Выступавшие отметили ряд препятствий, не позволяющих российским стартапам вырастать до «единорогов»: попытки авторов идей самостоятельно монетизировать свою технологию, узость российского рынка, где приходится конкурировать с импортом, и то, что стартапы не нацелены на мировой рынок.

На Конгрессе ряду компаний и организаций наноиндустрии был вручен знак «Российская нанотехнологическая компания»: «Мы награждаем компании, которые активно продвигаются на рынке и уже имеют отличные результаты в разработке и использовании нанопродукции и наноматериалов», — отметил Свинаренко. Знак был вручен компаниям «Лиотех-Инновации», «Арктические технологии», «Импэкс Электро», «Термолэнд», «НаноТехЦентр», «Плакарт», «Комплексные системы изоляции» и «Специальные технологии».

Впервые знаком «Российская нанотехнологическая продукция» были отмечены и организации, оказывающие услуги в сфере наноиндустрии. Это Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений, Всероссийский научно-исследовательский светотехнический институт, Уральский университетский комплекс, Новосибирский государственный технический университет, АНО «еНано», Красноярский региональный инновационно-технический бизнес-инкубатор, компания «ТЕН.МедПринт» и Некоммерческое партнерство «Экологический союз». Эти организации помогают инновационным компаниям вывести продукцию на рынок, оказывают им нормативно-техническую, метрологическую, информационную поддержку. Решение о вручении знака принимает Совет, в который входят представители Российской академии наук, «РЖД», «Росстандарта», «Роспотребнадзора», ФИОП, АО «Роснано» и компании «Наносертифика». Знак «Российская нанотехнологическая продукция» — это один из инструментов поддержки российских производителей, повышающий значимость и узнаваемость выпускаемой ими продукции и оказываемых услуг».

И все же. Возможно ли сегодня появления в обществе, в социуме Института доверия, такого, не обозначенного специальными законами государства, а негласно принятого гражданами? Я пока не вижу такого светлого будущего. А, ведь, надо! Но почему это всего лишь розовая мечта?

Наше государство уже далеко не один раз, как говорят в народе, кидало его. Вот, недавно увеличением, как говорится, без объявления войны, пенсионного возраста. Жил человек, работал, рассчитывал… и бац, ну, никогда не было, и, вот, опять. Ну, кому здесь можно доверять? Путину, Чубайсу, Жириновскому? Конечно, у каждого политика есть свои доверители и почитатели. Но этого маловато.

Никого не надо учить, все и всё понимают. Бизнес закладывает риски отсутствия доверия в каждый товар и в каждую услугу. По моим оценкам, это добавляет в стоимость 20-25 процентов цены, это сильно снижает инвестиционную привлекательность российской экономики… Ну, и так далее, поскольку я сейчас заговорил о том, о чем давно известно грамотному человеку.

А, вот, каждому с самим собой стоит поговорить.

Партнеры

logo generationS.png

 

 

 logo rvc031016

 

 

 

logo agritechnika

 

 

 

 96Rostselmash

 

 

 

 

 rus