Agroinno.ru - агроновации и системные риски

14.10.2012 22:35

Объем недополученных доходов Бюджета-2013 может превысить 1 трлн рублей – ФБК

nicolaevv

Проект федерального Закона на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов рассчитан на основе прогнозных показателей, достоверность которых вызывает большие сомнения. И это противоречит одному из важнейших принципов формирования бюджетов (Ст. 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации) – принципу достоверности бюджета, в соответствии с которым «должна обеспечиваться надежность показателей прогноза социально-экономического развития». По оценке аналитиков департамента стратегического анализа ФБК, прогноз по росту ВВП в 2013 году – 3,7%, в 2014 году – 4,3%, в 2015 году – 4,5% является завышенным и не отражает реалий экономической динамики ни в России, ни в мире в целом.

«К осени 2012 года в экономике России все более отчетливо стали проявляться признаки торможения», - считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Он напоминает, что в августе 2012 года выпуск товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности (аналог показателя ВВП, составляющий примерно 70% его объема) показал нулевой прирост по отношению к июлю 2012 года. По отношению к августу 2011 года этот показатель пока еще сохраняет положительную динамику (+1,9%), но и это, по оценке аналитиков ФБК, ставит под сомнение реалистичность официального прогноза роста ВВП в 2013-ом и последующих годах.

«Наш анализ с точки зрения возможности воздействия факторов, способных ускорить экономический рост в 2013 году, не свидетельствует о реалистичности подобных ожиданий, – говорит И. Николаев. – Внешний спрос по мере распространения второй волны мирового экономического кризиса будет ослабевать. Внутренний инвестиционный спрос уже демонстрирует понижательную динамику (инвестиции в основной капитал  в августе 2012 года выросли всего лишь на 2,3% по сравнению с августом 2011 года – самый низкий показатель в текущем году)».

По мнению эксперта, расчет властей на активный потребительский спрос также является неоправданным. Прирост оборота розничной торговли (в августе 2012 года по сравнению с августом 2011 года – +4,3%) хоть и доволно высок, но почти в два раза меньше аналогичного показателя первых месяцев 2012 года. «По оценке департамента стратегического анализа ФБК, экономического роста в России в 2013 году не будет. Показатель роста ВВП в 2013 году составит от 0 до минус 2%. В случае развития ситуации по самому неблагоприятному сценарию возможны и еще более низкие показатели», – считает И.Николаев. Для федерального бюджета реализация данного прогноза означает недобор от 500 до 800 млрд рублей доходов. «Если к тому же учесть низкую вероятность планируемого получения федеральным бюджетом в 2013 году доходов от приватизации в объеме 427,7 млрд рублей (в кризисном 2009 году доходы от приватизации составили 2 млрд рублей), то объем недополученных доходов может превысить 1 трлн рублей», - полагает И.Николаев.

Таким образом, под вопросом оказывается и запланированный показатель дефицита федерального бюджета (превысит 2,4% от ВВП) и других бюджетных параметров.

Прогнозные показатели по инфляции в 2013 году (5–6%) и на плановый период 2014 и 2015 годов (4–5% ежегодно) также, по оценке аналитиков ФБК, сильно занижены. По итогам 2012 года, рост потребительских цен значительно превысит первоначально планировавшийся показатель в 5,5–6%. Инфляция в 2012 году составит 8%, что существенно больше показателя 2011 года – 6,1%. «На фоне такого роста цен и с учетом запланированной ускоренной индексации цен (тарифов) на продукцию компаний инфраструктурного сектора (к примеру, если регулируемые тарифы на электроэнергию для населения были проиндексированы с 1 июля 2012 года на 6%, то такая индексация с 1 июля в 2013–2015 годах должна составлять, без учета введения социальной нормы, 12–15%), плановые показатели инфляции выглядят нереальными», – говорит И.Николаев. По его оценке, инфляция в 2013 году может составить 8–9% с перспективой достижения двухзначных показателей в 2014–2015 годах.

«Таким образом, основные исходные макроэкономические показатели, использованные при подготовке проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов представляются не реалистичными, – считает И.Николаев. - Необходима существенная корректировка бюджетных показателей, чтобы не повторилась судьба закона о федеральном бюджете на 2009 год, который был принят в ноябре 2008 года, исходя из совершенно фантастического прогноза роста ВВП в 6,7%». (По факту в 2009 году в России было зафиксировано падение ВВП на 7,8%, что явилось одним из худших показателей в мире).

Департамент по связям с общественностью ФБК