- Подробности
-
Опубликовано: 04.04.2013 01:04
Два рассказа о крупном бизнесе в России, который, как ни странно далек от ритейла по втюхиванию западного и китайского ширпотреба, а также нефте-газового эльдорадо
Сегодня ТехноНИКОЛЬ - крупнейший в Европе производитель и поставщик кровельных, гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов. Звучит сильно. Но что за этим? Об успехе рассказ двух топ-менеджеров ТехноНИКОЛЬ.
Сергей Анатольевич Колесников, президент корпорации ТехноНИКОЛЬ:
Я учился в Московском физико-техническом институте и начал карьеру кровельщика студентом, когда работал на кровле в летние каникулы, зарабатывал себе на жизнь. Так было после первого, второго и третьего курсов. К концу университета у меня был выбор, либо дальше заниматься наукой, быть физиком, а, к сожалению, физики не нужны в России и соответственно уезжать и искать себе работу. Либо продолжать заниматься тем, чему я научился. Возможно, у меня английский был плохой, возможно, так сложилось, и я остался в России. Мы с моим коллегой, другом основали компанию ТехноНИКОЛЬ и начали заниматься кровельными материалами.
За 20 лет мы построили успешную компанию на территории шести государств, и сейчас в нее входит 35, нет, 37 предприятий, если считать строящиеся заводы.
Наша компания проделала такой же путь, как и, наверное, Китай, за эти 20 лет. Начинали мы свою деятельность как «отражатели инноваций», как писал журнал «Эксперт» об этом. Мы покупали европейские технологии, европейское оборудование, и производили продукты для российского рынка, получая, соответственно, производственный опыт, накапливая знания, мы потихоньку переходили к созданию уже собственных продуктов для российского рынка, а также для экспорта. Конечно, мы стали уже вносить изменения в технологии, поскольку знаний было достаточно, чтобы изменять технологии.
На сегодняшний момент мы достигли вполне приличных результатов – 20 процентов нашей продукции экспортируем в страны Восточной, Центральной Европы, СНГ, Закавказье. Случаются даже поставки в экзотические страны – страны Океании. Ну, конечно продажи невелики для наших объемов выпуска.
Основой нашей стратегии является лидерство в издержках и соответственно очень высокие требования мы предъявляем к себе по производительности труда. Надо сказать, что за последние пять-шесть лет мы смогли увеличить производительность труда в нашей компании на 50 процентов. И даже в годы кризиса мы в этом смысле росли. Очень большие усилия мы прилагали в области обучения как производственного, так и коммерческого персонала. Было очень много поездок, как на европейские предприятия, так и в Японию. Большой охват по обучению собственных сотрудников, ежегодные аттестации.
Все это в совокупности дает результаты. И по цене и качеству мы становимся конкурентами не только в России.
Вы знаете, любое строительство, любое качество жилья зависит в принципе от трех китов. Это качество строительных материалов, это качество проектных решений и качество строительных работ. Конечно же, впрямую мы влияем на качество строительных материалов, которые мы выпускаем, но при этом мы поняли, что если мы хотим донести до потребителя, до общества, до вас – комфорт для этого здания, нам обязательно нужно взаимодействовать с двумя этими китами, с проектировщиками, со строителями. И вот, уже как семь лет мы движемся в этом направлении. Я сейчас объясню как?
Мы создали очень обширные каталоги проектных решений практически для всех узлов кровель, фасадов, гидроизоляции фундаментов, панелей, мостов и сооружений. Эти каталоги очень популярны сейчас среди проектировщиков не только в России, но и в Украине, в Прибалтике, сейчас мы этой работой занимаемся и в Чехии, и в Финляндии. Мы их представляем и в бумажном виде, и в электронном, это очень удобно, поскольку в том формате, в котором сейчас делаются электронные чертежи, они могут использовать наши узлы прямо в своих проектных решениях.
Кроме этого, мы создали за несколько лет девять учебных центров, в которых в прошлом году прошло обучение девять тысяч человек. В основном это подрядчики, представители стройнадзора, инспектирующих организаций или сотрудники как нашей компании, так и наших дистрибуторов и дилеров.
Мы считаем, что очень важно не только создавать материалы и проектные решения, но и объяснять людям, каким образом кровельные и другие материалы и в каком порядке надо укладывать, поэтому создали еще регламенты строительных работ, макеты и стенды.
Также мы столкнулись с тем, что очень много выпускников, приходя к нам, убеждены, что наши крыши сделаны из рубероида. Это то, что было лет 30 назад. Я вам скажу, что сейчас крыши из рубероида практически никто не делает, а в университетах по-прежнему этому учат. Мы посчитали, что мы должны тоже в это вмешаться, сотрудничаем с рядом строительных университетов, с факультетами при институтах, где мы просто даем свой обучающий курс по кровле. И надо сказать к чести многих ректоров они отнеслись с интересом, используют наши учебные материалы, и некоторые наши сотрудники читают лекции для студентов, и даже для преподавателей. На базе некоторых колледжей и университетов мы сделали учебные центры, где студенты могут посмотреть, каким же образом сейчас нужно укладывать кровлю.
Мы верим в свою конкурентоспособность, мы движемся созданию системных продуктов, это нас очень выгодно отличает от наших конкурентов, то есть мы предлагаем нашим клиентам не только материалы, мы предлагаем им комплект, систему – кровлю, фасад, фундамент, основу которых составляют производственные материалы нашей компании. Часть комплектующих мы, конечно, покупаем, но все равно мы предлагаем систему. Это очень выгодно нас отличает от наших конкурентов.
Мы очень активно инвестируем свои деньги в основные фонды. Компания продолжает строиться, расширять сетку своих заводов. И мы активно смотрим, в том числе и в южном направлении, в сторону Турции, и в сторону азиатско-тихоокеанского региона, в основном нас Китай, конечно, интересует. В Китае тоже идет смена поколений технологий. И я думаю, что нам удастся в этом поучаствовать. Тот опыт и успех, который мы получили в Европе, говорит о том, что мы можем быть конкурентами не только в России.
Владимир Валерьевич Марков, генеральный директор корпорации ТехноНИКОЛЬ:
Сейчас пришло понимание, что становятся очень важными коммуникации между нами и обществом. С помощью журналистов, общаясь напрямую, это легче всего сделать.
Что же такое компания ТехноНИКОЛЬ после 20-летней работы на рынке? Это 60 млрд.рублей оборота в 2012 году. В журнале Форбс мы обосновались в пятом, шестом десятке. У нас 11 направлений, мы делаем более 2000 различных наименований продукции, продаем их в 34 странах, и каждый год это количество увеличивается, 20 процентов нашей продукции уходит на экспорт.
Кто мы на рынке, если посмотреть по продуктам, которые мы делаем? Мы большой производственный холдинг, в России в нашей компетенции он является крупнейшим. Если посмотреть по шагам – бизнес начинался с рулонных материалов. Сейчас мы по битумным рулонным материалам для крыш, для кровель, для гидроизоляции номер 1 в мире! Мы номер 1 в СНГ по каменной вате или номер два в мире. Мы номер 1 в СНГ по экструзионному пенополистиролу, это еще один вид теплоизоляции, в прошлом году стали номер 2 в мире. Мы в Европе номер 1 по гибкой черепице, по кровельным материалам для частного домостроения, для скатных крыш, что называется. Кроме нас самый крупный в Америке, в остальном пространстве мы являемся тоже лидеры. Мы номер один в СНГ по полимерным однослойным мембранам. Мы номер один по мастикам.
По большому счету, если мы рассматриваем свой интерс по каким-то продуктовым направлениям, идти нам туда или нет, как правило, одним из ключевых компонентов решения должна быть уверенность, что мы там займем минимум второе место в разумной перспективе, за пять-семь лет. Основная стратегия компании требует массовости производства.
Там, где самые большие опасности, там самые большие возможности. Для нас кризис был годом откровений, многие вещи пришлось переосмыслить. К примеру, выяснилось, что с тем же количеством людей можно делать каменной ваты в два раза больше. Так по каждому направлению мы прошли. На 13-й год рост тоже уже как и до кризиса 20 процентов.
Краеугольный камень в нашей философии – производительность труда. Это пришло с востока. Каждое подразделение в своей стратегии пишет – ежегодно рост производительности на 5 процентов.
За пять лет у нас производительность труда выросла в полтора раза. В следующие пять лет мы хотим повторить эти вещи. В нашей компании порядка 10 миллионов рублей на одного человека производительность труда. Это соответствует отраслевым стандартам лучших производителей Европы и мира. По большинству из них мы опережаем европейцев и американцев, по ряду направлений есть куда стремиться.
Что нам помогает в этом? Раньше мы много изучали европейский опыт, восточный опыт, как они работают, ездили по миру, смотрели, учились, и пытались лучшие практики применять в России, а дальше поняли, тупик, надо развиваться самим.
В 1998 году мы организовали наш первый научный центр по рулонным материалам, на текущий момент их пять, ежегодно эти пять научных центров делают более 15 новых материалов. А еще специальные материалы, когда есть какой-то объект, а под него нужны какие-то особые материалы, которые уникальны, специалисты там работают совместно с проектировщиками, разрабатывают специальную рецептуру для этого конкретного проекта и она потом, в принципе, больше нигде не повторяется.
Какой эффект это дает? За последние три года экономический эффект от инноваций, которые прошли через научные центры, составил порядка 700 миллионов рублей. Это выражается в том, что улучшаются производственные процессы, там можно экономить без потери качества. Без науки тут не обойтись. А для россиян, в чем это может выражаться? Известно, что в России себестоимость строительства одного квадратного метра жилья где-то на уровне 30 тысяч рублей, а в Америке себестоимость одного квадратного метра жилья порядка 200 долларов, то есть 6000 рублей. Это именно благодаря тому, что технологии, которые применяются там – очень далеко вперед ушли. У нас продолжают закладываться устаревшие конструкторские решения, устаревшие материалы, и все это строится еще очень долго.
Чтобы эти знания передавать дальше, у нас функционируют девять учебных центров, последний из них был открыт 19 марта, то есть совсем недавно в Краснодаре, на базе учебного заведения – Кубанского университета. Ежегодно сейчас там обучается 9000 человек, большая часть из них обучается бесплатно, мы не берем за это деньги. Мы просто объясняем людям, как правильно применять наши материалы, как правильно применять современные материалы, какие есть современные разработки, какие есть новые конструкторские решения?
Наши специалисты читают лекции не только потребителям, продавцам, подрядчикам, но и студентам. Более того, мы сейчас проводим через процедуры утверждения наш учебник по современным кровлям. Это первая ласточка, мы на этом не собираемся останавливаться.
Второй столп, на котором стоит наша компания – это инвестиции. Практически вся прибыль нашей компании, она не оседает в каких-то карманах, в дворцах, в яхтах, она вся инвестируется в производство. За 12-й год общие инвестиции составили 3,5 млрд.рублей, в 13-м году мы планируем потратить 5 млрд.рублей на инвестиции. На 14-й год моя оценка – 6,5-7 млрд.рублей.
Куда мы вложились в 13-м году? Это завод по каменной вате в Ростове-на-Дону, крупнейший в том регионе. Открытие нового завода по каменной вате в Хабаровске. Открытие новой линии по полимерным мембранам в Республике Башкоркостан. Открытие линии по экструзионному полистиролу в санкт-петербургском регионе. Это самые крупные проекты, сам список гораздо больше.