Agroinno.ru - агроновации и системные риски

Аналитика

PwC и РВК представили обзор «MoneyTreeTM: Навигатор венчурного рынка» по итогам 2014 года

navigator venchur2

19 марта 2015 года, Москва. - Центр технологий и инноваций  PwC совместно с РВК представили четвертый ежегодный обзор венчурной индустрии России «MoneyTreeTM: Навигатор венчурного рынка» за 2014 год. По итогам 2014 года объем венчурного рынка составил 480,9 млн долл. США. Несмотря на общий спад инвестиционной активности (на 26% в денежном выражении), объем инвестиций на посевной стадии вырос на 30%, а совокупный объем инвестиций на ранних стадиях - на 4% (до 141 млн долл. США). В общем объеме рынка их доля увеличилась с 21% в 2013 году до 30% в 2014 году. Самым значимым итогом года можно признать продолжившийся рост числа выходов - почти на 43% к предыдущему году. Также существенно возросли показатели по крупным сделкам и объемам грантового финансирования. В целом, несмотря на ощутимое влияние кризиса, венчурная индустрия демонстрирует определенную устойчивость, а также наличие благоприятных факторов (гранты, объемы посевных инвестиций и выходы), которые в перспективе могут стать движущей силой для ее восстановления.

В отчете отмечается, что определенное влияние на оценку рынка в 2014 году оказало ослабление курса российского рубля – в долларовом выражении потери рынка оказались выше, чем в рублевом. В то же время 2014 год ознаменовался рекордным для российского венчурного рынка числом выходов – рост к 2013 году составил 43% в количестве и 51% – в денежном выражении (с учетом поправок на сверхкрупные сделки): в результате 30 сделок инвесторы выручили 731,5 млн долл. США.  Вместе с более чем 55% ростом (до 2619 грантов) грантового финансирования, которое стимулирует приток на рынок новых проектов на самых ранних стадиях, рост доходов инвесторов от выходов является, несомненно, позитивным трендом и в перспективе может стать значимой движущей силой для возобновления роста российской венчурной индустрии.

bikkulova1

Как отметила Гульнара Биккулова, член Правления, директор Департамента инновационных рынков РВК: «В текущей ситуации резервы для развития российского венчурной отрасли  связаны с тем, насколько нам удастся создать в России возможности для «выходов». Это предполагает активное вовлечение  российских корпораций как участников рынка, что, в свою очередь, предполагает существенное изменение отраслевой структуры рынка, появление новых инвестиционных инструментов и более активное участие государства как заказчика инноваций».

Позитивная динамика также сохраняется в структуре венчурных сделок по стадиям развития компании. В ответ на отмечавшийся ранее дефицит инвестиций на ранних стадиях жизненного цикла, в 2014 году существенно возросла активность инвесторов на посевной стадии – при общем снижении объема рынка объем посевных инвестиций вырос  на 30% (до $38,1 млн долл. США), а совокупный объем инвестиций на посевной и стартап стадиях вырос до $141 млн долл. США против $136 млн долл. США годом ранее. Таким образом, рынок ранних стадий вплотную приблизился к рекордным 30% от общего объема венчурных сделок (против 21% в 2013 году и 15% в 2012 году).

abaschkin1

Как отмечает Антон Абашкин, директор Центра технологий и инноваций PwC:

«Хотя инвестиционные риски для российского рынка в целом возросли и вынудили многих инвесторов пересмотреть свои планы, на рынке осталась довольно большая группа инвесторов, которые оценивают российский инновационный рынок с точки зрения его долгосрочных перспектив и видят в текущей экономической ситуации новые возможности для инвестирования в направления, которые благодаря кризису могут получить дополнительный импульс к развитию (например, в импортозамещающие технологии). Кроме того, поскольку относительная потребность в инвестициях и оценка проектов, выраженные в долларах, упали, экономические показатели многих проектов, ориентированных на экспорт, затраты которых при этом номинированы в рублях, улучшились, став более привлекательными для инвесторов».

Как и в предыдущие годы лидером по количеству венчурных сделок и сумме привлеченных инвестиций в 2014 году стал ИТ сектор, сделки в котором составили 89,3% от общего количестве сделок и 91,6% от общей суммы всех сделок (86,9% и 93,6% в 2013 году, соответственно). Количество венчурных сделок в ИТ-секторе в 2014 году по сравнению с предыдущим годом сократилось на 31% и составило 133 сделки общей стоимостью 440,6 млн долл. США. Средний размер сделки в секторе не изменился и составил 3,3 млн долл. США.

Лидером среди подсекторов ИТ в 2014 году по количеству сделок, сумме инвестиций и средней сумме сделки оставался сегмент электронной коммерции. В 2014 году в этом подсекторе было совершено 25  сделок на общую сумму 96,4 млн долл. США, что всего лишь на 3 сделки меньше, чем в 2013 году.  Второе место по количеству сделок делят справочно-рекомендательные сервисы и социальные сети, рекламные технологии и облачные технологии/программное обеспечение, при этом в денежном выражении второе место принадлежит подсектору туристических сервисов, который привлек 51,8 млн долл. США в результате 6 сделок. На третьем месте по объему привлеченных инвестиций находится сегмент технологий в финансовом секторе с суммой 48 млн долл. США также в результате 6 сделок.

Секторы биотехнологий и промышленных технологий оказались наиболее уязвимыми к кризису и по-прежнему составляют очень незначительную часть рынка по сравнению с сектором ИТ. Оба сектора в 2014 году сократились по числу сделок: биотехнологии - на 54% до 6 сделок, а промышленные технологии – на 37,5% до 10 сделок. Хотя суммарно в денежном выражении эти сектора практически остались на уровне предыдущего года и составили 40,3 млн долл. США, с учетом того, что больше 50% этой суммы пришлось на одну крупную сделку, фактический объем инвестиций существенно сократился (на 79% по сравнению с 2013 годом), а основное снижение  произошло в сегменте промышленных технологий – с 29 млн долл. США до 5,2 млн долл. США.

Основным источником финансирования для небольших компаний в этих секторах остаются гранты (которые в соответствии с методологией исследования не относятся к венчурным инвестициям). В 2014 году было выдано 2619 грантов на общую сумму 127,3 млн долл. США. По количеству выданных грантов это на 55% больше, чем в 2013 году (1693 гранта) и почти в 4 раза больше, чем в 2012 году (702 гранта). Сумма выданных в 2014 году грантов также выросла — на 24% по сравнению с предыдущим годом. Основная часть грантов была выдана в секторах биотехнологий (32% от общего количества выданных грантов и 15% от общей суммы) и промышленных технологий (43% от общего количества и 75% от общей суммы, соответственно). Это создает хорошие предпосылки для дальнейшего развития этого жизненно важного сегмента инновационного рынка в России, при условии, что в этот сегмент рынка придет частный капитал.

Отдельно от общей совокупности венчурных сделок в отчете рассматриваются крупные сделки объемом более 100 млн долл. США, которые, как правило, находятся на границе между венчурным финансированием и классическими прямыми инвестициями, осуществляемыми на более поздних стадиях развития бизнеса, и, как следствие, методологией исследования не относятся к венчурным. Количество крупных сделок в 2014 году оказалось выше, чем в 2013 г – обе сделки были совершены в секторе ИТ с участием успешных  российских компаний поздних стадий Parallels и Ozon. Общая сумма этих сделок оценивается в 350 млн долл. США, что на 169% выше, чем в 2013 году (сделка с компанией Lamoda на сумму 130 млн долл. США).

Выпуск отчета “MoneyTreeTM: Навигатор венчурного рынка” – важный шаг в поддержке развития инфраструктуры инновационно-венчурной экосистемы РФ с участием РВК как института развития.

Venture Database - это статистика российского инновационно-венчурного рынка. Профессионалам - доступ к свежей аналитической информации о новых сделках, проектах и инвесторах на рынке; корпорациям - перспективные модели развития бизнеса.

Краткая методология отчета “MoneyTreeTM: Навигатор венчурного рынка”

Отчет “MoneyTreeTM: Навигатор венчурного рынка”  представляет собой регулярный обзор российской венчурной индустрии, подготавливаемый PwC при поддержке РВК на основе информации Venture Database.  Обзор посвящен анализу венчурных сделок (денежных инвестиций в капитал быстрорастущих компаний на начальных стадиях развития бизнеса), объявленных в период с 1 января по  31 декабря 2014 года, а также содержит данные об основных финансовых элементах венчурной экосистемы России – инвестициях в инфраструктуру, грантовом финансировании, «выходах» инвесторов и крупных сделках (не учитываются при оценке размера рынка и не показываются отдельно).

Обзор венчурного рынка проводится PwC во многих странах мира на протяжении более 15 лет для таких ведущих технологических рынков, как США и Израиль. Для многих участников глобального венчурного рынка он служит индикатором текущего состояния этого рынка и последних тенденций его динамики.

Данный отчет составлен по методологии The MoneyTreeTM Report.

“MoneyTreeTM: Россия” содержит данные, предоставленные Venture Database и обобщенные PwC.

При анализе данных учитывались фактически полученные венчурные инвестиции, осуществленные бизнес-ангелами, инвестиционными компаниями, частными, корпоративными или государственными венчурными фондами на сумму не более 100 млн долл. США в ходе одного раунда финансирования. Если компания получала инвестиции в результате двух и более раундов, то каждый раунд рассматривался как отдельная сделка. В рамках исследования учитывались сделки, формально завершенные в период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года. Сделки более 100 млн долл. США в силу их единоразового характера во избежание искажений в оценке рынка приводятся отдельно.

Под венчурным инвестированием подразумевается приобретение акционерного, уставного капитала новых или растущих компаний, при этом приобретенная доля была меньше контрольного пакета. Инвестируемые средства направляются преимущественно на развитие бизнеса, а не на выкуп долей существующих акционеров (основателей) компании. В данном отчете рассматриваются компании, осуществляющие деятельность в области информационных, биологических или промышленных технологий на территории РФ.

Обращаем ваше внимание на то, что в представленный отчет не включены сведения о сделках, которые ориентированы на зарубежный рынок, но инвесторами в которых выступают представители российского бизнеса.

Кроме того, гранты, являясь нерыночными источниками финансирования, не учитываются при определении объема рынка и приводятся отдельно.

В рамках данного отчета рассматриваются также сделки по выходу инвесторов. Аналогично с грантами, они не учитываются в общем объеме рынка.

БАНКИ МЕНЕЕ АКТИВНЫ, ЧЕМ ГОСУДАРСТВО. Новые инструменты гарантийной поддержки позволят активизировать процесс кредитования сегмента малого и среднего предпринимательства (МСП)

izotova

16 марта в рамках Недели российского бизнеса, организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей, состоялась конференция «Финансово-банковская система России: старые вызовы и новые риски». Конференцию открыл Президент РСПП Александр Шохин. В ходе дискуссии на вопрос модератора о новых механизмах поддержки предпринимателей ответила Галина Изотова, председатель Правления Агентства кредитных гарантий (АКГ).

По словам Изотовой, обеспечение доступа предпринимателей к кредитным ресурсам является ключевой задачей Агентства кредитных гарантий, однако в сегодняшней экономической ситуации основной заботой АКГ является недостаточная активность банков-партнеров.

«Мы уже поддержали более 500 кредитов предпринимателей – субъектов МСП, но после декабрьского изменения ключевой ставки Банком России столкнулись с падением заявок на гарантии по кредитам от наших банков-партнеров, количество которых мы сегодня расширили до 40», - подчеркнула Изотова: «Вместе с тем мы получаем большое количество заявок от предпринимателей напрямую и видим колоссальный спрос на гарантийную поддержку».

Галина Изотова отметила, что АКГ активно внедряет новые инструменты, которые позволяют мотивировать банки к увеличению объемов кредитования бизнеса. Комплексный подход, включая новые продукты по вхождению в действующие кредиты, гарантийную поддержку кредитов на пополнение оборотных средств и реструктуризацию кредитов под гарантии АКГ, а также эффективное сотрудничество с Банком России, который присвоил гарантиям Агентства первую категорию качества обеспечения и принял решение о внесении изменений в постановление 312-П, существенно увеличивают эффективность существующих механизмов гарантийной поддержки.

«Несмотря на стагнацию на рынке кредитования, в марте Агентству удалось выйти на плановые объемы предоставления гарантий по кредитам субъектам МСП», - уточнила Изотова: «До конца месяца мы ожидаем принятия Банком России важнейшего решения о запуске механизма кредитования под поручительства Агентства, которые помогут обеспечить доступ малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам по ставке не выше 11% годовых».

В панельной дискуссии также приняли участие представители Минфина России, Банка России, банковских ассоциаций и кредитных организаций, представители других финансовых и экономических институтов, от эффективной работы которой зависит деловой и инвестиционный климат в России, доступность кредитования для бизнеса в текущих экономических условиях.

ВОЗВРАЩЕНИЕ С ОСТРОВОВ. Деофшоризация по-русски или как будет применяться закон о КИК

Вместо предисловия: Закон о КИК вступил в действие 1 января этого года, а предшествовала этому событию огромная работа бизнеса, которую проще назвать "игрой в одни ворота". Собственно, в ходе Налогового форума в конце ноября прошлого года представители власти так и сказали бизнесу о новациях в налоговой сфере - приспосабливайтесь! На фоне переговоров России и Запада по проблеме востока Украины, возможности усиления западных санкций и возможности замены импорта российскими товарами на уже заметно поредевших прилавках магазинов тезис "Приспосабливайтесь!" вынуждает очень подробно рассматривать аспекты ужесточения государственной политики по отношению к российскому бизнесу.

gagarin nalog-2014

На снимке Павел Гагарин, инвестиционный аналитик, руководитель АКГ "Градиент Альфа"

Под знаком деофшоризации российской экономики пройдут не только ближайшие два-три года, но и последующие. Курс на повышение открытости движения денежных средств продиктован как политическими причинами («национализация элит»), так и экономическими (попытка замедлить отток капитала и необходимость пополнить скудеющий бюджет, которому деофшоризация, по оптимистичным расчетам Совета Федерации, способна принести до 5 трлн рублей в год). Во многих высоких кабинетах деофшоризация воспринимается как лекарство от многих политических и экономических болезней, поэтому она – долгосрочный тренд, которой со временем будет только набирать обороты. Если бизнесу и ожидать послаблений в этой области, то не всему и незначительных.

В настоящее время в России сложились два подхода к борьбе с офшорами. Одни (преимущественно чиновники и депутаты) считают, что для истинного суверенитета государству нужно ввести запрет на управление внутренним бизнесом из иностранных юрисдикций и вывод туда прибыли. Другие (представители бизнеса и эксперты) уверены, что сначала надо улучшить условия для бизнеса в России, а затем уже требовать «возвращения с островов». Как бы ни ратовал бизнес и экспертное сообщество на применении «пряника», или хотя бы «не только кнута», власти берут за основу только первый подход. Не учитывая рекомендаций и не беря во внимание международный опыт.

Как принимался закон о КИК: бизнес слушали, но не услышали

Наглядный пример тому – закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК), один из наиболее важных для бизнеса законодательных новелл последних лет:

- Облагать налогами доходы компаний, зарегистрированных в офшорной юрисдикции и принадлежащих российским собственникам, президент Владимир Путин поручил в послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г.

- Уже в марте 2014 года Минфин опубликовал законопроект о КИК. Контролируемой признавалась компания, зарегистрированная в одной из стран из так называемого черного списка, прямое или косвенное владение которой российскими бенефициарами составляет более 10%.

- 24 марта рабочая группа по управлению налоговыми рисками Торгово-промышленной палаты РФ, созванная по инициативе АКГ «Градиент Альфа», высказала свои замечания к законопроекту. Основной претензией было то, действие документа распространяется не только на пассивные, но и на активные доходы за рубежом.

- В апреле аналогичные замечания оформил РСПП.

- В июне Минфин дал бизнесу понять, что готов пойти на уступки в части увеличения доли владения для признания иностранной компании контролируемой и введения переходного периода на вступление в силу ряда положений законопроекта.

- После июньской встречи премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с активом РСПП стало известно об одобрении идеи переходного периода для признания компаний контролируемыми.

- В октябре Минфин пошел на уступки бизнесу, согласившись распространить действие закона о КИК только на пассивные доходы.

- Тем не менее, 23 октября депутаты Госдумы внесли на рассмотрение коллег жесткий законопроект, который не учитывает большинство договоренностей бизнеса с Минфином.

- 18 ноября законопроект прошел второе и третье чтение в Госдуме, 19 ноября получил одобрение в Совете Федерации, а 25 ноября был подписан Владимиром Путиным.

Согласно новому закону, вступающему в силу с 1 января 2015 года, в Налоговый кодекс РФ вводится понятие «контролируемая иностранная компания», под которой понимается организация или структура без образования юридического лица, которая сама не является налоговым резидентом РФ, но контролируется ими. Закон обязывает «контролирующих лиц» извещать налоговые органы о своем участии в капитале контролируемых компаний, а также декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль таких компаний. Минимальный размер прибыли, подлежащей декларации, составит в 2015 г. 50 млн руб., в 2016 г. он снизится до 30 млн руб., а после 2017 г. опустится до 10 млн руб.

Гражданин, владеющий более чем 50% в капитале компании, признается контролирующим лицом. Под его положения попадают также россияне, которым вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более 10% в капитале компании, более чем наполовину принадлежащей налоговым резидентам России. Аналогичные нормы действуют и в отношении юридических лиц, участвующих в капитале иностранных компаний. Начиная с 2016 года контролирующими лицами будут считаться и владельцы долей в 25%. Это норма стала наиболее значимой из поправок, внесенных в «антиофшорный закон» во втором чтении, – первоначально предлагалось опустить планку с 50% до 25% только в 2017 году.

В качестве наказания закон вводит штрафы за непредоставление отчетности о контролируемой иностранной организации и штраф за неуплату или неполную уплату налога, случившуюся из-за того, что при определении налоговой базы не была учтена прибыль от контролируемой иностранной организации. Тех, кто попытается скрыть от налоговых органов наличие контролирующей доли в капитале иностранной компании, также будут штрафовать. Все это – помимо существующей уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, от которой нарушители тоже освобождаться не будут.

По нашим сведениям, закон принимался в авральном порядке, чтобы вступить в силу не позже даты, обещанной президенту (1 января 2015 г.). А Минфин вынужден признать: в только что принятый закон необходимо вносить изменения.

Сергей Шаталов, заместитель министра финансов РФ:

«Нам не удалось, к сожалению, в последней версии реализовать идею, что признание траста контролируемой иностранной компанией далеко не всегда будет иметь налоговые последствия. Нужно проводить тест в отношении того, условно говоря, хороший или плохой траст. Под хорошим трастом мы понимаем траст, с которым учредитель разрывает всякую связь, то есть это безотзывный траст. Траст получает все необходимые полномочия, чтобы в пользу тех или иных лиц осуществлять выплату доходов… Активные компании, доходы которых более чем на 80% состоят из активных доходов, не должны платить налоги с нераспределенной прибыли. Также предполагалось учесть, что от налогообложения будут освобождаться и холдинги, которые принадлежат российским акционерам и владеют активными компаниями. Эти идеи в финальной версии законопроекта также не удалось реализовать».

Как у них: применим ли зарубежный опыт к российской специфике?

Концепция КИК сама по себе не является чем-то инновационным. Она была введена в практику налоговых органов в США в 1962 году и основывалась еще на нормах 1937 года, касающихся иностранных персональных холдинговых компаний.

Цель введения этих правил состояла в том, чтобы пресечь злоупотребление пробелами в фискальном регулировании, позволявшими компаниям использовать контролируемые (аффилированные) иностранные фирмы для ухода от налогообложения прибыли в США. В 1970-1980-е годы Канада, Германия, Япония также ввели в свое законодательство нормы, которые ограничили возможности налогоплательщиков избегать налогообложения через использование иностранных компаний. Институт налогообложения прибыли иностранных контролируемых компаний, действующий в этих странах, заключается в том, что их прибыль, де-факто находящаяся за рубежом, может рассматриваться в целях налогообложения как доход ее владельца – физического лица или организации. По состоянию на сегодняшний день более 30 стран ввели правила КИК, из них – почти все страны ОЭСР. Аналогичный механизм вводится и новым российским законом.

К настоящему времени офшорами пользуется подавляющее большинство крупных компаний по всему миру. По различным данным, в финансовой системе мира офшоры занимают от 10% до 15% мировых финансов. Так, из 100 компаний, входящих в индекс FTSE (их акции торгуются на Лондонской бирже и имеют наибольшую капитализацию), только две не имеют офшорных «дочек».

Однако надо учитывать, что механизм офшоризации в России принципиально отличается от схем в других странах. Во всем мире офшоры в основном используются для ухода от налогов, а у нас – для защиты собственности от рейдеров и неправомерных претензий государственных органов и правоохранительных структур. Западный бизнес выводит в офшоры прибыли, а российский – активы. На Западе в офшорах создаются, как правило, дочерние структуры материнских компаний, которые являются центрами аккумуляции прибыли. У российских компаний схема иная: выстраивается цепочка офшорных компаний, на верхнем конце которой находится материнская компания – конечный бенефициар, а в российской юрисдикции находятся дочки, внучки, правнучки, в капитале которых участвуют вышестоящие офшорные компании.

В прошлом году на своих экспертных мероприятиях АКГ «Градиент Альфа» опрашивала собственников и руководителей компаний реального сектора экономики о причинах использования офшоров. Основная причина – необходимость защитить собственность.

Причины использования офшоров российскими компаниями

 offschor

Источник: опросы АКГ «Градиент Альфа»

Главное, что, на наш взгляд, мотивирует использовать офшоры, – неконкурентоспособность налогового и корпоративного законодательства и правоприменительной практики в России. Для решения спорных вопросов бизнес предпочитает обращаться в офшорные юрисдикции. Поэтому для борьбы с офшоризацией важны меры, которые были бы связаны с укреплением режима защиты прав собственности, а не просто механизмы изъятия прибылей у иностранной контролируемой компании.

Если сравнивать правила российской деофшоризации с юридическими нормами, принятыми в западных странах, возникает вопрос: будет ли действовать этот механизм в России, если не выстроена система эффективного налогового контроля, а нагрузка на бизнес высока и только увеличивается?

Индекс налогового давления на бизнес

 offschor 2

Источник: расчеты АКГ «Градиент Альфа»

Налоговое давление тесно связано с проблемой офшорного налогообложения. По данным Минфина, на 1 июля 2014 года совокупная задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему составила 1,107 трлн руб. и возросла за полгода на 7,673 млрд руб. Значит, в России по-прежнему много неплательщиков налогов, и введение института контролируемых иностранных компаний вряд ли позволит это компенсировать.

Введение правил «иностранной контролируемой компании» в западных странах выявило еще одну важную проблему, а именно – в одностороннем порядке чрезвычайно сложно гарантировать, что доход всех налогоплательщиков в рамках одной юрисдикции будет облагаться по единым ставкам вне зависимости от налоговых ставок, действующих в других юрисдикциях. Для достижения нейтральности в импорте капитала (под этим термином подразумеваются равные условия для ввоза капитала в страну) требовались скоординированные усилия многих стран, двусторонние и многосторонние договоры об обмене информацией по налоговым вопросам. Россия участвует в этих процессах пока еще крайне неуверенно, да и отношение к запросам российских налоговиков за рубежом такое же негативное, как общий информационный фон в отношении России.

Еще одна проблема – это возможность реальной выгоды от деофшоризации. Суть процесса не в том, чтобы наказать уклонистов, а в том, чтобы вернуть России инвестиционный потенциал. Поэтому, усиливая налоговое давление на офшорные компании, необходимо вводить механизм снижения налоговой нагрузки, обеспечивающего стимулирование притока капитала в страну, а в этой области практических шагов, на наш взгляд, очень не хватает.

Результаты опроса компаний по уровню налоговой нагрузки в 2014 г.

В октябре 2014 года АКГ «Градиент Альфа» провела опрос российского бизнеса (в том числе членов ТПП РФ) по уровню налоговой нагрузки в 2014 году. В нем приняли участие около 300 представителей российских и международных компаний в различных сферах деятельности (энергетика, нефтяная отрасль, оказание услуг, продажи, производство, строительство и т.д.). 63% опрошенных – крупный бизнес, 16% - средний бизнес, 21% - малый бизнес.

Результаты опроса еще раз свидетельствуют о том, что бизнесу для развития нужны стабильные, предсказуемые и понятные правила игры, а налоговой и правовой системе этого очень не хватает (ежегодно в Налоговый кодекс вносится порядка 30 изменений).

Уровень налоговой нагрузки

offschor 3

В 2014 г.                                                   По сравнению с 2013 г.

Факторы, увеличивающие налоговые риски

 offschor 4

Какие меры позволят улучшить налоговый режим?

offschor 5

Как Вы оцениваете влияние налоговой политики на инвестиционный климат России?

offschor 6

       
 

Улучшилось ли налоговое администрирование и налоговый контроль со стороны налоговых органов?

 
   

Как часто в Вашей организации проводятся налоговые проверки?

 
 

 offschor 7

offschor8

Возвращаясь к налоговой нагрузке, стоит обратить внимание на то, что в настоящее время средние по странам ОЭСР показатели налоговой нагрузки доступны только за 2011 год. Но даже с учетом этих данных налоговая нагрузка в России была выше средних показателей ОЭСР и сравнима с налоговой нагрузкой ряда стран Западной и Центральной Европы (Чехией, Германией, Исландией, Словенией, Великобританией). В некоторых развитых европейских странах, в особенности, в скандинавских, налоговая нагрузка заметно выше, чем в России. В странах Восточной и Южной Европы (Польше, Испании, Португалии) она ниже, и наконец, в странах «тихоокеанского» региона и странах ОЭСР она заметно ниже. В последнюю группу стран входят как развитые страны (США, Австралия, Канада), так и развивающиеся страны (Мексика, Чили, Турция). Например, в Турции налоговая нагрузка почти на 10 п.п. ниже, чем в России, в Мексике – практически в два раза.

Совокупная налоговая нагрузка на экономики стран ЕС, США и БРИКС в 2013 г.,

 offschor 9

% ВВП

Источник: The Heritage Foundation, 2014 Index of Economic Freedom. (Для России приведена оценка без учета нефтегазовой ренты, а с ее учетом – 35% ВВП.)

В 2014 году, по некоторым данным, налоговая нагрузка в России прогнозируется в целом по стране в размере 34,85% налоговых доходов к ВВП. Ее привыкли сравнивать с налоговым бременем в высокоразвитых экономиках, где общество накопило достаточный потенциал национального богатства и имеет возможность перераспределять его посредством налогообложения. Это хорошо понимают в странах с развивающимися экономиками: в Казахстане показатель налоговой нагрузки составляет 26,85% к ВВП, в Китае – 22,26%, в Индии – 19,36%.

Желание правительства повысить доходы бюджета за счет офшорных уклонистов вполне объяснимо, но надо понимать, что меры, направленные на деофшоризацию российской экономики, должны выходить далеко за пределы налоговой политики и осуществляться не только Минфином и ФНС России, но и другими федеральными и региональными органами власти.

ДОХОДНЫЕ ДОМА ИЗМЕНЯТ РЫНОК ЖИЛЬЯ

В России сложились условия для распространения «доходных домов», широкой сдачи жилья в аренду крупными и средними собственниками. К такому выводу пришла экспертная группа Кафедры политической экономии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. В стране накоплено огромное количество не проданных застройщиками и упавших в цене инвестиционных квартир, ипотека дорожает, а реальные доходы населения – снижаются. При низком качестве многих сдаваемых квартир, скидки и повышение уровня комфорта обеспечат бизнесу успех.

Сдачей жилья в аренду в 2000-2014 годах преимущественно занимались мелкие собственники. «Крупный и средний бизнес брезговали этой сферой, считая дело недостаточно доходным. Причиной был бум ипотечных программ и рост цен на жилье; капитал получал доходы с продаж или ориентировался на рост капитализации. Ныне ситуация другая», - полагает заведующий Кафедрой политической экономии РЭУ Руслан Дзарасов. По его словам, если аренда и дешевеет в крупных городах (до 5% за 2014 год) из-за перевеса предложения, то спрос на покупку квартир снижается еще быстрее. С падением курса рубля жилье стало особенно переоцененным, так как упали доходы потенциальных покупателей, подорожала и стала более обременительной ипотека. Однако на рынке аренды имеется избыток квартир с низким уровнем комфорта и ранее почти не было конкуренции. Это дает хорошие возможности игрокам с капиталом и недвижимостью.

Спад продаж вторичного жилья уменьшил возможности россиян для покупки новых квартир. «После панического роста спроса на новое жилье в конце 2014 года на рынке восстановился штиль. Причем слабеющий спрос нервирует владельцев инвестиционных квартир, которые сознают огромные потери капитализации и не понимают еще возможностей новых условиях рынка», - отмечает Василий Колташов – сотрудник Кафедры и руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений. Согласно его оценке, основная проблема большой части российской недвижимости в том, что она не «работает». Она не приносит доход и не используется, а продажа ее становится все более трудной. Вывод один — она должна войти в реальный оборот.

Для возрождения дореволюционной практики доходных домов в России не требуется крупных капиталовложений. Они уже сделаны. Банки, инвестиционные фирмы и отдельные лица накопили огромное количество квартир и коммерческой недвижимости, спрос на аренду которой падает особенно быстро. В Москве, по данным консалтинговой компании Knight Frank за последний квартал 2014 года, цены на аренду помещений под офисы достигли уровня 2005 года, а процент незанятых помещений составил 28%. Многие из офисных зданий могут быть переоборудованы под съемное жилье. И хотя спрос на аренду жилья тоже снижается, что, прежде всего, указывает на завышенные цены, арендаторов можно привлечь как скидками, так и повышенным уровнем комфорта. Кризис уже создал нишу для бизнеса «доходных домов», и он может приносить неплохую прибыль.

Еще статьи...

Партнеры

logo generationS.png

 

 

 logo rvc031016

 

 

 

logo agritechnika

 

 

 

 96Rostselmash

 

 

 

 

 rus