Производство российского пищевого оборудования за 8 месяцев 2023 года выросло на 34 процента
Знаете, когда-то, еще в советское время, как сейчас бы сказали – топ-менеджеры высокого уровня или хай-класса – даже не представляли себе, что такое добросовестная или недобросовестная конкуренция. Вспоминаю рассказ в бытность заместителя министра легкой промышленности СССР (не стоит называть фамилию, хотя она у него есть и довольно известная), в котором он по ходу разговора воскликнул: «Они нас голыми руками взяли. Мы, советские руководители министерского уровня даже не знали, что такое конкуренция, нас этому не учили в плановой экономике. Когда открыли рынки, Запад завалил наш потребительский рынок дешевыми товарами. Спрос на товары советской швейной, текстильной, то есть легкой промышленности, рухнул. Запад держал низкие цены полгода. За это время наши заводы и фабрики встали, кадры побежали кто куда, производство стало разрушаться. Так они взяли наш рынок. Это был шок. Надо сказать, что все-таки нашлись сильные люди, взяли риски на себя в частном порядке и вскоре, к примеру, вышли на рынок Франции с великолепными мужскими костюмами…».
Эти рассказы можно продолжать бесконечно, вплоть до того, как устроен глобальный бизнес. Важнее, что изменилось для нас сегодня, в наше, по-прежнему, очень непростое время? Это неплохо видно из статьи, предложенной редакции на партнерских началах PR-службой Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Ассоциации «Росспецмаш»):
«Производство российского пищевого оборудования за 8 мес. 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 34%, до 78 млрд руб. Об этом сообщил президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин на Форуме «Пищевое машиностроение 2023». Мероприятие организовала Ассоциация «Росспецмаш» при поддержке Союза Машиностроителей России.
Рынок пищевого оборудования в России за 8 мес. 2023 г. вырос на 79%, до 164,4 млрд руб. Объем импорта увеличился на 131%, до 93,6 млрд руб. Основные зарубежные игроки представляют Китай, Германию, Италию, Турцию, Испанию. Доля российского оборудования на внутреннем рынке упала с 56 до 43%.
Несмотря на давление, российские компании строят и открывают новые производства. Сейчас перед отечественными машиностроителями стоит задача по увеличению выпуска продукции по таким направлениям, как хлебопекарное оборудование (производительностью до 100 т в сутки), упаковочное оборудование, оборудование для переработки мяса и птицы, для общественного питания и производства кормов животным, компоненты.
Развитие отрасли замедляют растущие цены на комплектующие и логистику, трудности заводов с привлечением оборотных средств, зависимость от импорта компонентов и материалов, которые не производятся в России (либо объемы выпуска или их качество не устраивают машиностроителей), а также нехватка кадров.
Константин Бабкин высказал предложения по созданию общего благоприятного фона. Среди них – обеспечение доступа машиностроителей к льготным кредитам по ставке 0%-1%, установление законодательной ответственности ЦБ за рост производства и рабочих мест в экономике, переориентация функций Налогового кодекса с сугубо фискальных на стимулирующие производство. Специализированному машиностроению нужны доступные цены на сырье, энергоносители и транспортировку. Важно развивать кооперацию среди предприятий и наладить эффективное взаимодействие заводов и учебных заведений.
Кроме того, были высказаны такие предложения, как увеличение финансирования Программы 823 до 2,5 млрд руб. в 2024 г. и до 3 млрд – в последующие годы, предоставление грантов на развитие комплектующих, распространение на специализированное машиностроение льгот для IT-компаний, установление пошлин на импортное пищевое оборудование выше ставок ВТО, разработка и внедрение льготного кредитования для российских производителей пищевого оборудования через Минсельхоз России».