|
Аналитика
- Подробности
-
Опубликовано: 24.02.2023 13:50

После публикации МИД Китая в годовщину специальной военной операции заявления, в котором выражена позиция Пекина в отношении политического урегулирования украинского кризиса из 12 пунктов, в девятом пункте четко выражена позиция по так называемой зерновой сделке, а именно, «содействие экспорту зерна в рамках Черноморской зерновой инициативы». Поскольку до сих пор немалое число читателей полагают, что речь здесь идет о нашем, российском зерне, надо четко сказать – в этом обсуждении рассматривается только украинские поставки зерна и других сельскохозяйственных грузов, которые заблокированы в ходе СВО и не могут поступать в полном объеме на мировой рынок. При обсуждении речь шла о портах Одесса, Черноморск и Южный. Для России в этом контексте важны условия поставок на мировой рынок, в первую очередь, удобрений и, конечно, иной сельскохозяйственной продукции.
Российское зерно, по-прежнему, поступает на мировой рынок в больших объемах и не в рамках «зерновой сделки», однако в 2022 году существенно изменились условия логистики и страхования, а также процесс фрахта морских судов. Таким образом, условия так называемой «зерновой сделки» очень важны для России, но, как видим, в другом ключе.
С экономической точки зрения, с точки зрения бизнес-процессов нам важно говорить именно о новых условиях мировой торговли российским продовольствием. Для наших участников продовольственного рынка она составила значительную цену. Кстати, благотворительные поставки российского зерна, о которых шла дискуссия в мировой прессе, в помощь «голодающим регионам» занимали раньше и занимают сегодня единицы процентов от общего объема. Это – к слову.

Прояснить ситуацию, понять прошлые (в перспективе 15-20 лет) и новые бизнес-реалии после начала СВО редакция попросила президента Российского зернового союза Аркадия Леонидовича Злочевского. Этот разговор состоялся в конце декабря 2022 года. Возможно, сегодня проявились некоторые новые детали. Но принципы не изменились.

- Аркадий Леонидович, рекордный урожай и зерновая сделка. Какого-то существенного экономического влияния на процессы зерновой сделки наш нынешний урожай не добавил?
- Никаких выигрышей у российского зернового рынка от «зерновой сделки» нет. Может быть с нашими удобрениями какой-то выигрыш и есть, но главное не в этом - мы открываем украинские поставки зерна для мирового рынка. Хотя Украина гораздо большую роль играет на рынке кукурузы, чем пшеницы.
(Для справки: В 2021 г. суммарный валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в Украине составил 85,68 млн тонн (на 32% больше, чем годом ранее), которые были собраны с 15,92 млн га (+4,1%) при урожайности 53,8 ц/га (+26,6%). Такие данные 22 февраля 2022 года озвучил Госстат. В частности, урожай пшеницы в 2021 г. оценивается в 32,08 млн тонн (+28,9%), ячменя – в 9,42 млн тонн (+23,3%), кукурузы – в 41,87 млн тонн (+38,2%).
Однако, в целом, на рынке кукурузы рулят американцы, у них урожай кукурузы на уровне 380 млн тонн. Как известно, в Украине был урожай зерновых более 80 млн тонн из которых половина ушла на корм. В 2022 году у них нет такого урожая. У нас в России рекорд в 2022 году 150 млн тонн, из них две трети пшеница, то есть порядка 100 млн тонн…
- Аркадий Леонидович, как я понимаю, сейчас главный вопрос не в урожае, а в его реализации на мировом рынке (о внутреннем рынке речи нет!). Точнее, в инструментах реализации. В первую очередь в страховании сделок и поставок?
- Во-первых, никакого российского агрострахования в экспортных продажах нет. И та страховка, которая оформляется по требованию покупателя, выглядит примерно также как история с сертификатами качества.
Почему нет российского страхования экспортных потоков? Потому что нет и наших сертификатов по качеству. Конечно, они у нас оформляются, поскольку без них фитосанитарный сертификат получить нельзя любому экспортеру, ему просто не дадут, если он не оформит его от ФГБУ «Центр оценки качества зерна», ну, или будут оформлять ему в положенные сроки, там, десять дней у нас прописано, а не за сутки, да… со всеми вытекающими. Судно будет стоять на простое на демерредж.
(Для справки: демерредж (англ. demurrage) - это штраф, взимаемый судоходной линией, за использования контейнеров сверх установленного свободного времени. Детеншен (англ. detention) - плата за сверхнормативное (свыше бесплатного времени) использование контейнера с момента вывоза его с грузом с территории порта по момент возврата порожнего контейнера в порт или на терминал),
И это обойдется гораздо дороже, чем сертификат получить, чем заплатить за ненужный никому сертификат качества нашего фгбу, но далее он выбрасывается немедленно после оформления, потому что по требованию покупателя там присутствует сертификат международного сюрвейера.
(Для справки: Сюрвейер - термин в страховании, обозначающий инспектора или агента страховщика, осуществляющего осмотр имущества, принимаемого на страхование. Оценщик страхового общества. По результатам работы сюрвейера страховая компания принимает решение о заключении договора страхования).
Примерно тоже самое и по требованию покупателя страховка нужна международная, признанная по лондонскому праву. Наши страховые компании не аккредитованы в мировых системах. Таким образом, нашу страховку покупатель на мировом рынке не принимает.
Все сто процентов наших отгрузов сопровождаются этими страховками. Это занимает время, это стоит денег. Сейчас страховка нам обходится существенно дороже, чем другим конкурентам. Это создано американцами, для них все это доступно и легко. Для нас и сужен перечень страховых компаний. И нам страховать зачастую приходится через какие-то… понятно, что не через российские… там, дубайские, швейцарские юрисдикции. Хотя у тех же страховых компаний, которые аккредитованы по лондонскому праву во всех системах страхования все легко.
- Возможно ли в перспективе российским страховщикам занять свою нишу на страховом мировом рынке?
- Конечно, нет ничего невозможного… Я на самом деле не беседовал с российскими страховщиками на эту тему, как они планируют, не планируют… Мы беседовали в свое время довольно много с нашими сюрвейерами, и в первую очередь, с ФГБУ «Центр оценки качества зерна» и с Россельхознадзором по поводу аккредитации у наших покупателей. Именно – у покупателей! Это намного проще, чем аккредитоваться в международных страховых системах.
Но в принципе в этом направлении до сих пор ничего не сделано. Там всего лишь надо, если, скажем, египетский государственный закупочный орган GASС иметь ввиду, всего лишь надо держать на депозите полмиллиона долларов у них на счету в качестве гарантии по аккредитации и, соответственно, подписаться под правилами, по которым они принимают товар, но до сих пор ничего не сделано… И не принимают GASС наши сертификаты, то же самое наши страховщики, они не аккредитованы, все возможности для аккредитации, наверное, есть и были в предыдущие времена, но никто ничего не сделал…

Мы много можем рассуждать на эти темы и есть даже параллель, например, такая же история с российским флагом по фрахту. Нет же судов под российским флагом, не ходят. Почему? Невыгодно. Никому. Включая российских судовладельцев. Все ходят под иностранными флагами. В Белизе каком-нибудь выгоднее флаг завести, чем в России. Это что, так рынок фрахта определил? Да нет, это мы такие правила сформировали. У нас чиновники рулят всеми этими процессами, создают барьеры, которые приводят потом к таким последствиям.
Но сейчас как раз прошла информация в отношении того, что в переговорные позиции включены на политическом уровне процессы перестраховки. Вроде бы как бы со стороны ООН предпринимались усилия и как бы достигнуты какие-то договоренности с Евросоюзом от ООН в отношении перестраховки и включения наших российских компаний в перестраховочный процесс. Подчеркну, все страховки международные компании заключают в обязательном порядке с перестраховкой.
Вроде бы мы должны были перестраховывать с помощью Российской национальной перестраховочной компании глобальные риски страховщикам. Но что-то там до конца так и не сложилось…
Западные компании ранее предоставляли перестраховочное покрытие российским страховщикам. Но полтора года этого нет. Как я уже сказал, ООН предпринимает усилия, чтобы эту проблему решить. И этот процесс идет как раз в рамках зерновой сделки. И пару дней назад вроде как ООНовцы договорились с европейцами. И открывают перестраховку для российских страховщиков…
- Где, в чем главные потери для наших поставщиков в рамках зернового экспорта?
- Сейчас это все проявляется в дисконте к нашей цене. Технически, собственно говоря, это не тормозит оформление экспорта. То есть это не занимает слишком много времени. Хотя на первом этапе это было очень серьезное препятствие, тупо тормозило время, и мы не могли поставить товар под погрузку, перестраховать его (все страхуется под погрузом). Тогда время играло очень важную роль, потому что судно шло на простой.
Сейчас все со свистом, оперативно. Но стоимость перестраховки выше, чем у конкурентов и это отражается в дисконте. Мы торгуем дешевле, чем конкуренты. У нас на входе сейчас цена 305-306 долларов, а те же французы или американцы по 338 продают… Вот такая вот ситуация - мы теряем на каждой тонне по 30 с лишним долларов. Из-за страховок, стоимости фрахта и прохождения платежей. Вот три основных тормоза, которые мешают нам работать.
- Подробности
-
Опубликовано: 19.12.2022 15:30
Сегодня, 19 декабря 2022 года в международном мультимедийном пресс-центре медиагруппы «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция Аркадия Злочевского, президента Российского зернового союза на тему «Зерновой рынок России: состояние и прогнозы».

Аркадий Злочевский подвел итоги уборочной кампании 2022 года, назвал объемы очередного рекордного урожая, которые, по его словам, превышают 151 миллион тонн, и в том числе порядка 100 миллионов тонн пшеницы!
Да, с этого, собственно говоря, и началась пресс-конференция, а именно, с того, что у крестьянина две беды – урожай и неурожай. Аркадий Леонидович Злочевский назвал большой урожай большей бедой, чем беда при неурожае. Рекордный урожай этого года уже давит на рынок, снижая цены на зерно, что очень плохо для товаропроизводителя, то есть фермера.
Дальнейшее падение цены на зерно держит экспорт. «Экспортный пылесос», как его обозначил Аркадий Злочевский, начал раскручиваться в октябре, а пика достиг в ноябре. «Сейчас мы торгуемся по 300 долларов с копейками, в прошлом году на пике было 450 долларов за тонну. Положение на рынке такого, что предложение превышает спрос. В некоторых регионах цена ниже себестоимости. В Повольжье и на Урале идет по 200 рублей за тонну», - подытожил Аркадий Злочевский.
По кукурузе и подсолнечнику ситуация такова, что большие площади ушли под снег. Весной что-то доберется, но качество этого что-то будет низкое. Сводка регионов дает по озимым цифру в 17,7 миллиона гектаров. Возможно цифра не вполне корректная – так надо было понимать эксперта. Это при том, что 60 процентов пшеницы нам дают озимые.
Минсельхоз заложил в интервенционный фонд 3 (три) миллиона тонн зерна.
В этом сельскохозяйственном году (начиная с 1 июля до 30 июня следующего года) экспорт может составить более 60 миллионов тонн зерновых.
«Инфраструктура отечественного зернового рынка позволяет перерабатывать в месяц до 7 миллионов тонн», - подчеркнул Аркадий Злочевский. – «Сегодня у нас Египет на первом месте по закупкам нашего зерна, на втором – Турция, на третьем – Иран. Развиваем новые рынки. Активно себя ведет Саудовская Аравия, которая заняла четвертое место по закупкам (плюс ячмень кроме пшеницы!). Потом Алжир, Иордания, Пакистан, Ливия».
После рассказа о состоянии рынка, отвечая на вопрос Интерфакса, Аркадий Злочевский довольно подробно и во многом нелицеприятно высказался о недавно вышедшем фильме Андрея Кондрашова «Зерно», назвав его заказным. Но об этом более подробно позже в статье по агрострахованию экспортных поставок зерновых.
- Подробности
-
Опубликовано: 13.12.2022 20:45
Ростсельмаш планирует завершить строительство тракторного завода в декабре 2023 года
Время несколько меняет сроки и планы, особенно новое, которое будет исчисляться с февраля 2022 года. Вот, и сроки пуска тракторного завода Ростсельмаша также сдвинулись почти на год. Это вполне объяснимо – на поставки западного оборудования и покупку западных технологий рассчитывать не приходиться. Теперь, в основном, на своем будем развиваться. И не с ходу, и не сразу…
Во всем можно найти свои плюсы. Я об экономике и промышленности в конкретном на них взгляде.
Когда-то, несколько лет назад, было немало активных противников вступления России в ВТО, а сегодня появилось желание выйти оттуда, уже заметны эксперты, что активно советуют отказаться от содействия ЕБРР и МБРР, которые (кстати, только один пример) весьма серьезно финансировали реформу ЖКХ в России на примере 10 российских городов. А еще я помню, какой высокий уровень производственной культуры и сбережения человека принесли иностранцы в сахалинские проекты по добыче нефти, о чем я писал для Российской газеты тоже уже давненько…
Да, всегда найдутся желающие выплеснуть с водой ребенка. Это о плюсах и минусах одного рода, о глобальном мире, а стоит сказать и о плюсах иных, которые в большом напряжении появляются в отечественном машиностроении, а именно о переходе на комплектующие российского производства (не о тех, на которых всего лишь переклеивают лейблы с китайских на русские) при выпуске машин и агрегатов. Вот, именно в этом ряду Ростсельмаш, и надо сказать, не в первый раз, если говорить об агропромышленном комплексе страны.
Как-то в начале 20-х годов нашего века, Руслан Гринберг, тогда директор Института экономики РАН на одной конференции сказал примерно следующее в словах, но точное по сути: «России нужны пять инноваций уровня Volvo, с помощью которых мы вытянем всю экономику!» Мне всегда представлялось, ну, с некоторым допущением, что марка Ростсельмаша со временем сможет претендовать еще на один мировой бренд помимо автомата Калашникова. Может, это моя фантазия, но давайте посмотрим на факты из материалов, присланных на партнерских началах PR-службой «Росспецмаша»:

«Губернатор Ростовской области Василий Голубев посетил площадку строительства тракторного завода Ростсельмаш (входит в Ассоциацию «Росспецмаш») и обсудил реализацию инвестпроекта с руководством компании.
Перспективы развития проекта и строительную готовность основного участка объекта представил Валерий Мальцев, генеральный директор Ростсельмаш.
«Сейчас мы находимся на середине нашего строительства, которое планируем закончить в декабре 2023 года. Завод будет состоять из производственного корпуса, инженерно-технического корпуса для специалистов по проектированию тракторной и дорожно-строительной техники, экспериментального цеха, центральной отгрузочной площадки», - рассказал Валерий Мальцев.
Было отмечено, что на заводе будут проводиться гибочные и сварочные операции по металлу, механическая обработка, окрасочные работы, сборка и испытания агромашин.
Генеральный директор подчеркнул, что компания будет готовить для себя собственные кадры и рассчитывает, что Передовая инженерная школа на базе ДГТУ будет обеспечивать до 100 конструкторов и технологов в год.
Василий Голубев дал высокую оценку ходу строительства и отметил его значимость для экономики региона.
Мощность будущего завода составит 5 тыс. единиц техники в год. На предприятии планируют собирать все виды тракторов мощностью 170 - 600+ л. с. с классической и шарнирно-сочленённой рамами, а также на гусеничном ходу. Запланирован и выпуск дорожно-строительной техники. На первом этапе в продуктовую линейку войдут фронтальные и телескопические погрузчики, экскаваторы-погрузчики. В дальнейшем будут добавлены гусеничные экскаваторы. При выпуске сельхозтехники компания максимально опирается на отечественную базу компонентов и развивает их изготовление на своих мощностях".

А эта информация из того же источника, но присланная раньше:
«Ростсельмаш занимает доминирующее положение на рынке зерноуборочных комбайнов РФ. Также активно укрепляются позиции в сегменте мощных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой от 300 л.с. За последние 7 лет Ростсельмаш освоил 64 новые модели техники и их модификации. Еще более 50 будут представлены в ближайшие 5 лет.
Солидный запас прочности, накопленный Ростсельмаш за последние годы, позволяет уверенно смотреть в будущее. Компания реализует крупнейшие инвестиционные проекты общим объемом более 20 млрд. рублей, такие как строительство двух заводов (новый тракторный завод и завод трансмиссий). Запуск тракторного завода, намеченный на начало 2023 года, позволит расширить тракторную линейку и войти в сегмент дорожно-строительной техники. Завод трансмиссий позволит выпускать мосты и коробки передач для комбайнов, тракторов, а также дорожно-строительной техники.
Каждый инвестпроект означает огромный потенциал для развития как самого Ростсельмаш, так и его партнеров по организации и комплектации производства. Более 500 российских компаний уже участвуют в выпуске техники Ростсельмаш, в ближайшем будущем их станет еще больше».
Ну, а где место российской промышленности на мировом рынке, покажет время.
- Подробности
-
Опубликовано: 09.11.2022 16:49
Математическое моделирование поможет выполнить госзаказ по дженерикам

Некоторые эксперты утверждают, что в России химическая промышленность, в том числе производство пестицидов и агрохимикатов, полностью уничтожена по итогам гайдаровских и прочих реформ. Основанием для такого заявления служит тезис, что основой производства пестицидов и агрохимикатов является формула вещества, на разработку и проверку которой уходит до 10 лет в самых серьезных западных центрах. Россия же покупает готовое вещество, а потом, после дополнительных операций, расфасовываем его в тару с утверждением «Сделано в России». Это заявление я услышал в российском представительстве крупной западной компании года три назад. Не хочу задаваться вопросом «А что-то изменилось с тех пор?». Хочу задаться вопросом «А что нужно сделать сегодня?». Тем более сегодня редакция на партнерской основе получила очень интересное сообщение о планах фарма от ООО «Симургфарм». Подумалось, что агропромышленный комплекс России может заинтересовать путь фарма в создании новых отечественных формул пестицидов и агрохимикатов. Итак, статья :
«Сегодня российская фармотрасль столкнулась с серьезным вызовом: уходящие с нашего рынка лекарства иностранного производства необходимо заменить отечественными аналогами. Минпромторг совместно с Минздравом подготовил перечень из 189 дженериков, которые в ближайшие годы предстоит вывести на рынок. Полный список пока не опубликован, но известно, что в нем, в том числе, есть лекарства от редких заболеваний. Все эти препараты объединены в госзаказ, который распределен между отечественными производителями лекарств.
В помощь фармкомпаниям Минпромторг разработал специальный механизм, который предусматривает предоставление субсидий российским производителям лекарств. На эти цели из бюджета выделят более 3 млрд руб. В том числе на разработку и получение регистрационных удостоверений на лекарственные препараты, защищенные на территории России иностранными патентами. Одновременно с этим только в 2022 году государство планирует потратить на программу разработки дженериков 60 млрд рублей.
Трудность в том, что выходу на рынок нового дженерика или биоаналога должны предшествовать тщательные и длительные исследования. Среди них клинические исследования биоэквивалентности, где доказывается идентичность фармакокинетики, фармакодинамики и терапевтического эффекта дженерика оригинальному препарату. На практике стоимость одного исследования биоэквивалентности препаратов составляет десятки млн руб., а вся программа разработки может превысить сотни млн руб.
«189 дженериков – это космический объем, который наши компании за столь ограниченный период никогда еще не делали, – говорит Кирилл Песков, генеральный директор компании M&S Decisions, занимающейся математическим моделированием для глобальных и отечественных фармацевтических компаний, биотехнологических стартапов. – Для того, чтобы дженерик мог заменить на рынке существующий препарат, надо доказать его биоэквивалентность, то есть, идентичность его свойств оригинальному препарату. Это занимает, как правило, около 3 лет. Такого времени сейчас нет. Внедрение методик математического моделирования клинических исследований позволяет сократить это время в три раза. Но для того, чтобы такая система заработала в нашей стране, все участники рынка – от регулятора до пациента – должны доверять математической модели, она должна быть разработана в соответствии с существующими стандартами. Для этого срочно нужны вспомогательные документы, рекомендации для индустрии. Над ними предстоит поработать».
Математическое моделирование в состоянии сократить не только время вывода лекарства на рынок, оно позволяет существенно сэкономить средства, выделяемые на клинические исследования, без ущерба для доказательной базы биоэквивалентности, гарантирующей безопасность и эффективность лекарств. За рубежом эти методики приняты ключевыми регуляторными органами. Теперь их предстоит осваивать отечественным фармацевтам.
В странах ЕАЭС уже официально внедрено большинство регуляторных документов, не уступающих европейским аналогам. Все они оперируют категориями доказательной базы, а не обязательности полного пакета клинических исследований. Это открывает возможность использования математического моделирования при разработке, испытании и внедрении дженериков и оригинальных лекарств".
Справка:
Научно-консалтинговая компания M&S Decisions создана в 2015 году, занимается математическим моделированием и создает софт для глобальных и отечественных фармацевтических компаний, является резидентом инновационного центра «Сколково».
Еще статьи...
|
|