Agroinno.ru - агроновации и системные риски

Аналитика

СНИЖЕНИЕ ПРОДАЖ НАИБОЛЬШЕЕ В МИРЕ

PwC в России представляет исследование «Рынок легковых и коммерческих автомобилей в России: результаты 2015 г. и перспективы развития»

prodazha avtomobili

В проведенном фирмой PwC исследовании «Рынок легковых и коммерческих автомобилей в России: результаты 2015 г. и перспективы развития» говорится о том, что за 2015 год Россия демонстрирует наибольшее снижение продаж среди ведущих автомобильных рынков в мире. Макроэкономические факторы стали основными драйверами изменений на российском авторынке за 2015 г. Ослабление курса рубля, снижение ВВП, угроза дальнейшей стагнации экономики и снижение уровня потребительской уверенности оказали существенное влияние на автомобильный рынок в этот период. В исследовании приводятся прогнозы на 2016 год.

Ключевые выводы:

  • По результатам 2015 г. продажи новых легковых автомобилей в России снизились на 45% в количественном выражении. Сегмент новых импортных автомобилей снова показал наибольшее сокращение в объемах продаж (-52%), тогда как продажи отечественных брендов и локализованных иномарок снизились на 37% и 45% соответственно.
  • Во всех рассматриваемых сегментах произошло существенное повышение средней стоимости автомобилей, что в основном было обусловлено ослаблением курса рубля. Средняя стоимость нового легкового автомобиля в долларах США снизилась на 22% и выросла на 22% в рублях. В целом же рынок сократился на 33% в рублевом выражении, в то время как в долларовом − на 57%.
  • Реализация программ льготного автокредитования, льготного лизинга и обновления автопарка позволила смягчить падение авторынка в 2015 г. На поддержку автомобильной промышленности России было направлено 43,3 млрд руб, и по результатам года в рамках трех основных программ стимулирования спроса было продано около 560 тыс. транспортных средств, что составило более трети совокупных продаж.
  • Дальнейшее развитие автомобильного рынка России будет напрямую зависеть от макроэкономической конъюнктуры, мер господдержки, а также эффективности стратегий, реализуемых ключевыми игроками рынка в период неопределенности.
  • Уход некоторых брендов с российского рынка и реструктуризация бизнеса привели к перераспределению долей рынка между остальными участниками.
  • Темпы падения продаж ниже среднерыночных показали бренды, которым удалось увеличить свою долю на рынке, такие как Lada, UAZ, KIA, Hyundai, Mercedes-Benz, BMW и проч.

Олег Малышев, партнер практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли, о прогнозе на текущий год:

«В 2016 г. в базовом сценарии ожидается снижение рынка новых легковых автомобилей на 14% до 1,1 млн шт., в оптимистическом сценарии – снижение на 10% до 1,2 млн шт. При этом восстановление российского рынка до уровня 2012 г. возможно в перспективе 7 лет».

  • В ближайшие годы возможности для развития автобизнеса во многом будут связаны с сегментом автомобилей с пробегом. В 2015 г. рынок автомобилей с пробегом в денежном выражении превысил размер рынка новых автомобилей. Сдвиг спроса на рынок автомобилей с пробегом отчасти обусловлен меньшим ростом цен на данном рынке по сравнению с рынком новых автомобилей.
  • Рынки легких коммерческих автомобилей и грузовых автомобилей являются чувствительными к конъюнктуре экономики и в настоящий момент переживают спад из-за снижения деловой активности малого и среднего бизнеса, а также снижения грузооборота и спада в строительной отрасли. По мере восстановления экономики прогнозируется рост данных рынков.

Под «PwC» понимается сеть PwC и/или одна или несколько фирм, входящих в нее, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом. Глобальная сеть PwC объединяет более 208 000 сотрудников в 157 странах. Более подробная информация представлена на официальном сайте PwC.

© 2016 PricewaterhouseCoopers. Все права защищены.

ВТО ОТМЕНИЛА СУБСИДИИ

Конференция ВТО приняла историческое решение, отменяющее экспортные субсидии в АПК

WTO 2015 1

Министерская конференция ВТО, прошедшая в Найроби (Кения), приняла первое выгодное для России с практической точки зрения решение об отмене экспортных субсидий в сфере АПК, - сообщает сайт минэкономразвития.

Российскую делегацию на переговорах возглавлял Министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Пять дней министры 160 стран-участниц ВТО проводили консультации в Найроби, пытаясь выработать решение.

Глава российской делегации Алексей Улюкаев напомнил, что за 15 лет действия Дохийского раунда принято только одно соглашение - об упрощении процедур торговли. Он подчеркнул, что необходимо удвоить усилия.

Министр подтвердил решимость поддерживать многостороннюю торговую систему и, особенно, достижение реальных результатов в Найроби. «Нам необходимо работать с большим напряжением, чтобы успеть вовремя», - сказал он.

В итоговой декларации, принятой на министерской конференции ВТО, отмечается, что теперь запрещается использование экспортных субсидий в сельском хозяйстве.

Переговоры по этому вопросу велись двадцать лет.

Тем не менее решение ВТО по экспортной конкуренции в сельском хозяйстве предусматривает полный запрет на предоставление экспортных субсидий за рядом исключений, то есть для тех стран, которые за последние три года не предоставляли субсидии, они их больше предоставлять не смогут. Страны, которые сейчас предоставляют субсидии, их продолжат предоставлять, но с ограничением по времени - для развитых стран - до конца 2022 года, для стран с развивающейся экономикой - до конца 2023 года, наименее развитые страны - до конца 2030 года.

"Это первая конференция, результаты которой приносят реальные преимущества для одного из важнейших секторов российской экономики - сельского хозяйства, гарантируя стабильность и предсказуемость на отечественном и мировом рынке сельхозтоваров"", - подчеркнул представитель минэкономразвития, напомнив, что Россия не применяла экспортные субсидии в сфере АПК и по обязательствам, принятым при присоединении к этой организации, не имела права применять их, что ставило российских сельхозпроизводителей в неравные условия с конкурентами из других стран.

"Наши аграрии всегда говорили о том, что экспортные субсидии в других странах в основном производителям молочной продукции, некоторых видов мяса и зерна не только мешают им на внешних рынках, но и на внутреннем тоже. Теперь условия для конкуренции будут выравнены", - заключил он.

При этом впервые в истории торговой организации в декларации по итогам министерской конференции отмечается, что мнения о будущем переговорного процесса в рамках ВТО разделились.

"До сих пор не было министерских деклараций, где одни говорили - одно, а другие - другое. Сейчас одни говорят, что Дохийский мандат должен быть подтвержден, другие - не должен быть подтвержден. Эта идея заложена как сохраняющееся противоречие", - сказал директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Максим Медведков.

По его словам, "поскольку впервые страны признали в таком документе, что есть серьезное противоречие по своему развитию, значит в ближайшие месяцы это приведет к очень оживленной дискуссии о том, что делать дальше".

"С нашей точки зрения, это позитивно, потому что любая дискуссия закончится рано или поздно общим мнением и это только подстегнет будущие переговоры", - добавил он.

В декларации прописано, что "ВТО останется главным форумом для переговоров по многосторонним торговым правилам".

При этом в декларации отмечается, что центральный характер многосторонней торговой системы не препятствует выработке интеграционных региональных соглашений, но все региональные торговые соглашения не замещают многостороннюю систему, а дополняют ее.

"Для нас это абсолютно важная вещь, про которую говорило руководство нашей страны. Потому что у нас возникали опасения после того как появилось Транстихоокеанское партнерство, ведутся переговоры США с ЕС о Трансатлантическом партнерстве о том, что появилась параллельная система соглашений, которые будут влиять на наши интересы. В результате министры всех стран, включая тех, которые соглашения заключили и будут заключать в будущем, признали, что региональные соглашения должны быть подчинены правилам ВТО", - пояснил Максим Медведков.

Еще одной важной темой для России, по его словам, стал пункт о том, что "будут предприняты дополнительные меры по укреплению системы разрешения торговых споров, и что она останется единственным уникальным механизмом для того, чтобы разбираться в торговых конфликтах в мировой торговле". "Там есть проблемы, иногда они связаны с неточностью правил, иногда с физической нехваткой арбитров. У нас сейчас есть один кейс, который пока не идет, потому что просто нет арбитров", - отметил представитель минэкономразвития.

В декларации содержится и специальный параграф, который касается государственных торговых предприятий в сельском хозяйстве. Министры решили, что в отношении этих предприятий будут в полном объеме применяться существующие нормы ВТО. "До сих пор в отношении таких предприятий нормы ВТО применялись не в полном объеме и в сельском хозяйстве были "серые зоны" с точки зрения правил ВТО", - пояснил Медведков.

Важным моментом декларации является и пункт о правилах международной продовольственной помощи, которые направлены на приближение условий предоставления такой помощи к рыночным. "Это означает, что помощь естественно предоставляется бесплатно или с какой-то существенной скидкой, но ее предоставление не должно мешать локальному рынку, конкурировать с этим рынком, то есть она не должна попадать на рынок, чтобы сбивать цены. Естественно нельзя и экспортировать такую помощь", - пояснил он.

PwC презентует Индекс противодействия коррупции

logo pwc

Сегодня PwC публикует свой первый выпуск Индекса противодействия коррупции (далее – «ABCI», anti-bribery and corruption index), измеряющего уровень соответствия российских компаний требованиям антикоррупционного законодательства.

Соблюдение требований антикоррупционного законодательства приобретает все большее значение в России и за рубежом. Результаты проведенного PwC исследования показывают, в какой степени предпринятые крупнейшими российскими компаниями действия отвечают этим требованиям. Для целей данного исследования было выполнено сравнение общедоступной информации по российским компаниям, относящейся к сфере соблюдения антикоррупционного законодательства, с передовой практикой в данной области.

Основные результаты:

  • Рассчитанный для 125 ведущих российских компаний индекс ABCI составляет 63 процента.
  • Значения ABCI значительно различаются по отраслям. Самый высокий показатель (76 %) получили компании телекоммуникационного сектора.
  • Наихудший результат, всего лишь 51 %, показали компании автомобильного сектора, причем внутри этой отраслевой группы существует большая разница между отдельными компаниями по набранным баллам.
  • В большинстве компаний эффективность деятельности в сфере соблюдения требований законодательства в области противодействия коррупции можно повысить путем автоматизации соответствующих процессов, а также за счет использования комплексных инструментов анализа данных информационных систем.

Рассчитанный для крупнейших российских компаний ABCI составляет 63 %

Крупнейшие российские компании достигли показателя ABCI на уровне 63 %, несмотря на то, что, в Российской Федерации сравнительно недавно были приняты и введены в действие нормативные акты, направленные на решительную борьбу со взяточничеством и коррупцией. К примеру, в США Закон о противодействии коррупции за рубежом (FCPA) вступил в силу еще в 1977 году, то есть почти 40 лет назад.

Джереми Оутен, руководитель отдела независимых финансовых расследований (форензик) фирмы PwC в России, отмечает:

Российское правительство активно поддерживает распространение требований антикоррупционного законодательства. За период с 2008 года вступили в действие многочисленные законодательные акты, направленные против коррупции, в том числе статья 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года, предусматривающая антикоррупционные меры, которые должны применяться российскими организациями. Появление этой законодательной инициативы, очевидно, коррелирует с уровнем нормативно-правового соответствия в российских государственных компаниях, например, в топливно-энергетическом секторе, где индекс ABCI составляет 70 % (для сравнения: в компаниях частного сектора индекс ABCI равен 52 %). Текущий средний индекс ABCI по всем государственным компаниям, вошедшим в нашу выборку, составляет 67 процентов.

Среди российских компаний самый высокий показатель ABCI имеют компании телекоммуникационного сектора

Телекоммуникационный сектор имеет самый высокий показатель ABCI (76 %) среди всех секторов, включенных в выборку. Следует отметить, что результаты телекоммуникационных компаний были бы еще выше, если бы не появившиеся в последнее время в СМИ материалы, свидетельствующие о причастности некоторых компаний к коррупционным скандалам.

Джереми Оутен прокомментировал это так:

Нас не удивил высокий индекс ABCI в телекоммуникационном секторе, так как большинство компаний этого сектора, включенных в нашу выборку, котируются на российских и зарубежных биржах. По результатам проведенного нами анализа публичные компании опережают непубличные по всем параметрам, за исключением наличия негативного освещения в СМИ в связи с коррупционными делами. Это связано с более строгим регулированием, действующим в отношении компаний, зарегистрированных на биржах, и повышенным вниманием к ним со стороны СМИ в случае каких-либо негативных событий.

Автомобильные компании показали низкий результат по ABCI, набрав всего лишь 51 процент.

Компании автомобильного сектора, 45 процентов которых являются дочерними предприятиями международных организаций, заняли последнее место по общеотраслевому показателю ABCI, набрав всего 51 процент.

Джереми Оутен отмечает:

Автомобильные компании, включенные в нашу выборку, представляют собой очень разнородную группу: среди них есть не только сборочные производства, но и автодилеры. Помимо этого, структура собственности компаний данной группы отличается (в выборку попали как российские организации, так и дочерние общества международных корпораций).  Неудивительно, что показатели ABCI в группе автомобильных компаний очень сильно различаются. Например, у публичных компаний показатель ABCI равен 57 %, тогда как показатель ABCI непубличных компаний (в основном к ним относятся российские автодилеры) составляет всего лишь 37 процентов.

Каким образом компании могут повысить свой индекс ABCI?

Индекс ABCI указывает на то, каким образом компании могут улучшить свою программу соответствия требованиям антикоррупционного законодательства.  Прежде всего, руководителям высшего звена следует взять на себя обязательство по разработке и реализации полномасштабной программы соответствия требованиям антикоррупционного законодательства.  Они должны сформировать в своей организации культуру, в которой недопустимы взяточничество и коррупция, и укреплять эту культуру путем обращения к общественности, например, в виде послания генерального директора, размещенного на веб-сайте компании, в котором говорилось бы о приверженности компании этическим принципам и твердом намерении выполнять требования антикоррупционного законодательства.

Одним из практических путей совершенствования системы обеспечения соответствия требованиям антикоррупционного законодательства является проведение проверки благонадежности предприятий, которые взаимодействуют или хотят взаимодействовать с компанией, в частности поставщиков, заказчиков, агентов и дистрибьюторов. Передовой практикой в настоящее время является проведение такого анализа с помощью автоматизированных программ, а также специальной проверки благонадежности контрагентов с повышенным уровнем риска.

Джереми Оутен отмечает:

Поскольку автоматизированные решения позволяют повысить эффективность процессов соблюдения требований антикоррупционного законодательства, начиная с процедур оценки риска и проверки благонадежности контрагентов и заканчивая операциями по реагированию на инциденты, ведущие компании делают выбор в пользу автоматизированных решений и комплексного анализа данных информационных систем (data analytics).

Методология

Команда PwC отобрала 125 крупнейших российских компаний по объему продаж в следующих важнейших отраслях: телекоммуникации, розничная торговля и производство потребительских товаров, финансовые услуги, автомобилестроение, топливно-энергетический сектор, горнодобывающая промышленность и металлургия, а также фармацевтика.

Специалисты PwC проанализировали сайты отобранных компаний, с тем чтобы определить, раскрывают ли они информацию, относящуюся к сфере соответствия требованиям антикоррупционного законодательства. Кроме того, они проверили, имели ли место случаи негативного освещения в СМИ дел о взяточничестве и коррупции, к которым могли быть причастны рассматриваемые компании.

С учетом действующего антикоррупционного законодательства (российского Закона «О противодействии коррупции», Закона США «О противодействии коррупции за рубежом» (FCPA) и Закона Великобритании «О борьбе с коррупцией») специалисты PwC  разработали критерии и проанализировали деятельность компаний по следующим пяти параметрам: наличие горячей линии для информирования руководства о нарушениях внутри компании; заявления высшего руководства, касающиеся соблюдения требований антикоррупционного законодательства; наличие функции, отвечающей за соблюдение требований антикоррупционного законодательства, в организационной структуре компании; проведение оценок рисков несоблюдения антикоррупционных требований; наличие политики и процедур в сфере соблюдения требований антикоррупционного законодательства.

С целью более точного отражения фактического состояния дел в указанной сфере в рассматриваемых компаниях, в рамках расчета ABCI специалисты PwC также проверили, имели ли место случаи негативного освещения в СМИ дел о взяточничестве и коррупции, к которым могли быть причастны рассматриваемые компании. В качестве источников информации использовались только авторитетные и заслуживающие доверия СМИ.

[1] Государственная компания – это юридическое лицо с долей участия государства свыше 50 %.

КАКИЕ СЕЛЬХОЗМАШИНЫ СТАНУТ РОССИЙСКИМИ

Agrolux80next

В России не так уж много сильных брендов в области производства сельхозмашин – два-три, включая Ростсельмаш и Петербургский тракторный завод. Хочется, чтобы их было значительно больше. Следуя этой задаче, Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ где-то года полтора назад говорил с европейскими бизнесменами и открыто предлагал им переносить в нашу страну передовые технологии на новые промышленные площадки в рамках российской программы импортозамещения.

Я думаю, что запуск производства в Павлово Нижегородской области в апреле этого года трактора DEUTZ-FAHR Agrolux 4.80 находится именно в этом тренде изменений в промышленной политике государства. Трактор показал высокую эффективность как в поле, так и на транспортных работах. Объем производства тракторов Agrolux 4.80 в Нижегородской области составит 100 единиц в 2015 году и 250 единиц в 2016 году. Рекомендованная розничная цена на трактор DEUTZ-FAHR Agrolux 4.80 в комплектации с кондиционером составляет двадцать девять тысяч триста евро на условиях DDP Павлово.

В начале декабря этого года, как сообщает сегодняшний релиз SAME DEUTZ-FAHR, заместитель губернатора и заместитель председателя правительства Нижегородской области Е.Б.Люлин высоко оценил трактор DEUTZ-FAHR Agrolux 4.80 российской сборки в ходе совещания на базе нижегородского предприятия ООО «Промтех-НН» и выразил заинтересованность в приобретении этой техники для нужд региона.

Мероприятие было организовано министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области совместно с министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области. В нем приняли участие министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области А.И.Морозов, представители министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, генеральный директор «Нижегородской Ассоциации промышленности и предпринимательства» В.Н.Цыбанев, представители предприятий машиностроения и сельхозтоваропроизводители нижегородского региона. На совещании обсуждался вопрос использования потенциала нижегородской промышленности для производства сельскохозяйственной техники, запасных частей и расходных материалов для сельского хозяйства нижегородского региона.

Тогда же прошла выставка сельскохозяйственной техники и оборудования нижегородского производителя, на которой был представлен трактор DEUTZ-FAHR Agrolux 4.80 мощностью 80 л.с. Он уникален по своим техническим характеристикам, относится к классу 1,4 и не имеет аналогов в России по маневренности. Общая высота трактора с кабиной и кондиционером не превышает 2,4 метра в зависимости от типа используемых шин. Поэтому он может спокойно въезжать под крышу маленьких ферм. ВОМ в стандартной комплектации соединяется механически и независимо при помощи специальной муфты и поддерживает два режима скорости – стандартную в 540 и 1000 оборотов в минуту с целью обеспечения максимальной производительности при работе с навесным оборудованием с низкой энергоемкостью. Задняя трехточечная навеска оснащена мощным гидравлическим подъемником с максимальной грузоподъемностью до трех тонн, что дает возможность использовать трактор Agrolux в сочетании с разнообразным навесным оборудованием.

2040207142

Как-то в беседе с одним европейским экспертом мы разговорились о принципах промышленного развития государств. Он сказал, что в общих чертах путь означается так: в начале необходимо вывести на приемлемый уровень автомобилестроение, вокруг которого создать технологическую инфраструктуру, выработать отношения с партнерами и поставщиками комплектующих вплоть до использования в производстве необходимых сортов металла. Только потом можно приступить к созданию собственного тракторостроения с теми же технологическими подходами. И, уж, совсем потом можно приступить к созданию своей станкостроительной промышленности, чтобы войти в ряд высокоразвитых индустриальных держав. Эта цепочка не раз подтверждена историей развития индустриальных стран.

Сегодня и вчера было много споров о том, все ли мы разрушили в собственной стране, о том, сколько надо восстанавливать и каким образом? Подходы разные, да и спор, может быть, бесполезный, но после него все-таки хочется верить в счастливую звезду отечественной промышленности, что Россия вернется к воссозданию собственного станкостроения, хотя бы начиная с отверточной сборки высокотехнологичных автомобилей и тракторов. Но, конечно, это не единственный путь к индустрии века инноваций, нанотехнологий и 3D-производств.

Алексей Сутурин.

Еще статьи...